Марлен Дитрих: по ту сторону экрана

Глядя на нее, мужчины сходили с ума, женщины безуспешно пытались копировать ее неподражаемый стиль. Последние 13 лет жизни великая кинодива провела в добровольном заточении



ВСЕ ФОТО



Откуда-то из лабиринта темных комнат доносится грустная песенка "Лили Марлен". Залы Хлебного дома в "Царицыно", где проходит выставка "Великая Марлен: история звезды", освещены приглушенным светом, поэтому самые яркие пятна - экраны с фотографиями Дитрих, разделяющие пространство в соответствии с периодами ее жизни. Они - своеобразные вехи на пути к славе - уводят зрителя все дальше и дальше, пока не появляется ощущение, что находишься в черно-белом кино. Шагнув в "заэкранье", попадаешь в мир, состоящий из костюмов, фотографий, кадров из фильмов...

Но все это потом. Сначала - свидетельство о рождении Марии Магдалены фон Лош, школьные тетради, подписанные аккуратным почерком, кружевные шортики, потертые балетные туфли и лютня, которую Марлен (она изменила имя в 11 лет) любила настолько, что обнимала перед сном.

Детство кончилось, пришла юность, Марлен учится в театральной школе. На съемках фильма "Трагедия любви" она знакомится с Рудольфом Зибером и выходит за него замуж. В ожидании ребенка Марлен ходит на курсы и тренируется обращаться с малышом на специальном пупсе. Когда дочка подросла, Дитрих возвращается в театр и играет маленькие второстепенные роли в фильмах: "Я была абсолютно неизвестна, я была ничем", - писала она в своих воспоминаниях. Но вот ее заметил режиссер Джозеф фон Штернберг - Леонардо Камеры, как называет его Марлен, - и пригласил на роль Лолы в фильме "Голубой ангел". В пухленькой кудрявой дамочке в цилиндре и чулках трудно узнать ту femme fatale, которая будет сводить с ума миллионы: еще нет фирменных впалых щек, удивленно-приподнятых бровей, манящего и одновременно держащего на расстоянии взгляда...

Новая веха - Америка, куда Марлен отправляется на корабле. Для нее, как и для большинства немцев, эта страна была совершенно неизвестной: "Мы слышали об индейцах, но кроме этого почти ничего не знали о ней". С собой она везет огромные кофры в человеческий рост с инициалами MD и куклу-негритенка, которая стала ее талисманом после съемок в "Голубом ангеле". В Штатах она снимается в своем первом голливудском фильме "Марокко". Именно в нем она предстает в знаменитом фраке и цилиндре. На афишах и фотографиях того периода она запечатлена в ставших потом привычными ипостасях коварной соблазнительницы, куртизанки, властной императрицы.

Во время одной из поездок в Европу Марлен знакомится с Ремарком. В письмах он называет ее Пумой. "У Пумы самые быстрые лапы и самые сильные мышцы из числа всех кошачьих. Но у нее же самая мягкая шкура и самые нежные губы", - пишет он. Ремарк посылает ей маленькие, не больше визитки, открытки с трогательными подписями и рисунками.

Когда началась Вторая мировая, она чувствовала себя "как будто в ответе за войну, которую развязал Гитлер". Дитрих ведет активную антифашистскую пропаганду, совершает тур по Америке с целью продажи бонз - облигаций военных займов, посещает фабрики, агитируя рабочих делать пожертвования. В 1944 г. отправляется в Северную Африку и Италию в составе американской концертной труппы. Она фотографируется с солдатами, танцует с ними, носит военную форму и каску. Ей выдают армейские жетоны и удостоверение личности. На "гардеробной" палатке висит табличка с грозной надписью: "Вход воспрещен! Секретно... Опасно... Гримерная Марлен Дитрих". Актриса стала первой женщиной, получившей в США медаль Свободы, во Франции ее наградили орденами Почетного легиона, а в Израиле - Медалью за мужество.

"Здравствуй, моя изысканная!", "Моему ангелу!" - писал сдержанный Жан Габен в открытках Марлен. Зимой 1944 г. во Франции Дитрих выпросила у сержанта джип и бросилась на поиски Габена, который служил в танковых частях. Их встреча была недолгой. На маленьких фотографиях Марлен и Жан запечатлены в военной форме, очень уставшие, но счастливые.

После войны Дитрих снялась в нескольких фильмах, чтобы заработать немного денег, но затем она предпочла кино сцену, "потому что она давала свободу самовыражения". Все началось с участия в шоу, в котором она исполняла роль распорядителя-конферансье, придумав для этого сногсшибательный наряд: короткие черные шорты, красный фрак, цилиндр, высокие сапоги и бич. Надо сказать, что Марлен было 50, когда она облачилась в этот костюм. Затем появились знаменитые "голые" платья, создававшие впечатление, будто блестки приклеены прямо к коже, восхитительная лебяжья шуба, которую Марлен придумала сама - она вообще сама моделировала все свои костюмы и даже реставрировала их.

В 1964 г. Марлен, которая всегда считала, что у нее "русская душа", приезжает с гастролями в Москву и Ленинград. Фотографии запечатлели ее и следящей за работой художницы на одном из столичных бульваров, и с интересом наблюдающей за мужчинами, играющими в домино на лавочке... Советские зрители писали ей письма. "Уважаемый и дорогой товарищ Марлен!" - так начинается одно из них.

На одном из концертов в забитом до отказа Театре эстрады на сцену поднялся человек, перед которым Марлен опустилась на колени и прислонила его руку ко лбу. Это был Константин Паустовский. Прочитав однажды его рассказ "Телеграмма", она уже не смогла забыть имя автора...

Непревзойденная Марлен Дитрих, глядя на которую мужчины сходили с ума и были готовы бросить к ее ногам все, неподражаемый стиль которой безуспешно пытались копировать женщины, провела последние 13 лет жизни в добровольном заточении в парижских апартаментах на авеню Монтень, 12. Ее верным другом и единственной связью с внешним миром стал телефон и распухшая до невероятных размеров телефонная книжка. В одной из последних записок Дитрих крупными буквами написала строчки из стихотворения Теодора Кернера "Прощание с жизнью": Hier stehe ich/An den Marken/Meiner Tage ("Здесь я стою у порога своих дней") - именно их выбили на ее скромной могильной плите.

#0 Кадр из фильма "Семь грешников"
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #1 Кадр из фильма "Марокко"
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #2 Голливуд, 1933 г.
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #3 Кадр из фильма "Кровавая императрица"
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #4 Голливуд
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #5 Кадр из фильма "Марокко", знаменитый фрак
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #6 Марлен на сцене
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #7 Фото с обложки к The German-World.com MAGAZINE
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #8
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #9 Балетки юной Марлен
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #10 С родителями
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #11 Знаменитые чемоданы в полный человеческий рост
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #12 Афиша одного из фильмов с участием Дитрих
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #13 Фрак Марлен
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #14 Головные уборы
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #15 Чемодан для грима
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #16 Военные награды Марлен Дитрих
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #17 Вечернее платье
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #18 Знаменитое "голое" платье, моду на которые ввела Марлен
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #19 Лебяжья шуба
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"© #20 Телефон и записная книжка - последние друзья великой актрисы
Fashion Planet совместно с Фондом "Германская Фильмотека"©

Выбор читателей