Россия прошла период обвального падения

Экономика начала приспосабливаться к новым условиям, сейчас ситуация стабилизировалась. Экономический спад в 5% по итогам 2009 года, считают эксперты, станет для России хорошим сценарием развития




Спад в российской экономике в 2009 г. будет более существенным, чем прогнозирует правительство, и составит от 5% до 8%, а в 2010 г. экономика страны будет стагнировать. Таковы данные прогноза, презентованного на этой неделе Институтом "Центр развития" и "Центром анализа экономической политики" Государственного университета "Высшая школа экономики".

На сегодняшний момент, по мнению исследователей, российская экономика начала приспосабливаться к новым экономическим условиям, и ситуация стабилизировалась. Этому способствовало завершение девальвации рубля, а также тот факт, что основные внешние негативные шоки (снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, практически закрытие мировых кредитных рынков) уже оказали свое воздействие в октябре 2008 – январе 2009 года. Они мгновенно перевели экономику от солидного роста в 7% - 8% в год к сопоставимому по скорости спаду. Ухудшение внешних факторов может продолжиться, но уже не будет оказывать на Россию столь существенного влияния. Значимые последствия может иметь лишь снижение цен на нефть ниже уровня $35 за баррель. А такая вероятность, по словам директора по макроэкономическим исследованиям ГУ - ВШЭ Сергея Алексашенко, существует. В этом случае не только резко возрастет вероятность повторной девальвации рубля, но и резко обострятся проблемы в бюджетном секторе.

Впрочем, несмотря на то что ухудшение внешних условий действительно оказало серьезное влияние на положение российской экономики, неправильно сводить все ее проблемы к зависимости от нефтяных цен. В качестве наглядного примера представитель ГУ - ВШЭ приводит Саудовскую Аравию, еще более зависимую от нефти. Экспортные доходы королевства снизились в этом году на 60% по сравнению с прошлым, но спада нет. Наоборот, есть пусть и незначительный, но все же рост – на 0,6%. "Нужно прямо говорить, что у нас в стране в экономике существуют достаточно большие структурные проблемы, – призывает Алексашенко. – У нас, к сожалению, не работают экономические институты, судебная система, у нас слишком явный крен российских властей в сторону ручных методов управления экономикой. И это все и обусловило такую слабость экономической системы при первом же столкновении с ухудшением внешней среды".

Между тем российская экономика, похоже, прошла период обвального падения и в феврале - марте нащупала свое дно. "В целом, если считать, что оценки Минэкономразвития верны, получается, что спад в первом квартале составил 7% - 8%, и это, видимо, станет максимальной глубиной падения, которая будет зафиксирована у нас. К сожалению, российская экономика упала гораздо сильнее, чем экономика многих других стран, и она находится на одном из последних мест среди государств, входящих в G20", – говорит Сергей Алексашенко.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, специалисты ГУ - ВШЭ выявили ряд серьезных рисков. Во-первых, чрезмерное, на их взгляд, увлечение власти повышением социальных выплат в условиях кризиса и использование на эти цели значительной части Резервного фонда. Фактически, в этом году правительство предполагает потратить примерно его половину. Макроэкономический эффект этих мер представляется исследователям сомнительным и краткосрочным. Социальные расходы не создают для государства в будущем налогооблагаемой базы, но могут привести к дальнейшей раскрутке инфляции, росту импорта, долларизации экономики, изъятию денег "в кубышку". Кроме того, сохраняется атмосфера завышенных ожиданий, в то время как уже в следующем году российскому бюджету на федеральном уровне предстоит столкнуться с такой проблемой, как невозможность увеличения номинальных расходов по отдельным статьям бюджета.

Второй фактор риска – недооценка инфляции и недопонимание источников ее возникновения. Активное использование средств Резервного фонда для финансирования расходов бюджета с марта текущего года, по сути, означает финансирование бюджета за счет эмиссии, и это неизбежно приведет к разогреву инфляционных процессов, и повышению темпа роста цен в текущем году до 15% - 17%.

И, наконец, велика вероятность кризиса "плохих долгов" в банковском секторе. Если он случится, это потребует еще одной корректировки бюджетной политики и скажется на динамике развития реального сектора.

Авторы исследования напоминают, что опыта жизни в условиях циклического падения у российской экономики нет, и поэтому любые прогнозы должны опираться на некоторые гипотезы относительно того, как она будет реагировать на изменившиеся внешние и внутренние условия. Основными гипотезами для своего прогноза они выбрали темпы восстановления кредитной активности банковской системы и интенсивность импортозамещающего роста. В итоге получились два варианта. Для реализации хорошего сценария необходимо, чтобы в достаточно полной мере проявился эффект импортозамещения, на который можно рассчитывать благодаря девальвации рубля и ужесточению условий кредитования для импортеров. Если российские производители сумеют воспользоваться ситуацией, можно ожидать, что уже в этом году произойдет небольшой отскок от того дна, на которое российская экономика упала, и общий спад по итогам года составит порядка 5%.

Если же эффект импортозамещения будет очень слабым или даже вовсе незаметным, отечественные производители не смогут увеличить предложение своих товаров и услуг и одновременно разразится достаточно мощный банковский кризис, падение ВВП России в 2009 г. может даже превысить те "минус 7% - 8%", которые ожидаются по итогам первого квартала.

Но даже при благоприятном сценарии, предполагающем небольшой рост, компенсирующий падение первого квартала, этот рост не будет устойчивым, и в любом случае в 2010 г. экономику России ожидает стагнация.

Выбор читателей