Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Результаты первых шести месяцев текущего года оказались значительно хуже собственных прогнозов IATA, предполагавшей ранее, что этот нисходящий тренд остановится на цифре $4,7 миллиарда. Правда, основная его часть пришлась на первый квартал: тогда перевозчики лишились $4 миллиардов. Во втором квартале их убытки снизились вдвое. Судя по всему, еще более оптимистично будет выглядеть третий квартал – в июле загруженность кресел составила в среднем 80,3%, что стало максимальным показателем в 2009 году. Но, как признают в IATA, таким он может и остаться, ведь на середину лета приходится пик отпусков, а дальше начинается осенне-зимнее затишье.
Компенсировать падение спроса перевозчики пытаются снижением цен на услуги. По подсчетам IATA, в среднем они упали почти на 20%. Ассоциация призывает авиакомпании продолжать сокращать свою пропускную способность, что позволит прекратить снижение стоимости авиабилетов и стабилизировать выручку, а также объемы перевозок.
Не лучше чувствует себя и российский авиарынок. На этой неделе Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) опубликовало свежую порцию статистики, согласно которой за первые семь месяцев 2009 г. отечественные авиакомпании перевезли чуть более 24 миллионов человек – на 16,5% меньше, чем за тот же период предыдущего года. Пассажирооборот в январе – июле текущего года снизился на 15,9%. Правда, процент занятости пассажирских кресел уменьшился незначительно – до 72,7% (всего на 0,3% ниже аналогичного показателя 2008 года). Объясняется данное "разногласие", судя по всему, тем самым сокращением пропускной способности, то есть количества рейсов, к которому призывает IATA.
Вместе с тем далеко не все российские авиакомпании чувствуют себя одинаково плохо. В то время как одни оказываются на грани банкротства, другим удается достаточно успешно справляться с экономическими трудностями. В пятерке лидеров рынка наиболее уверенно чувствуют себя "Трансаэро" (пассажирооборот упал всего на 2,2%, а количество перевезенных пассажиров – на 4%) и "ЮТэйр", который перевез на 3,6% меньше пассажиров, а по пассажирообороту вышел в плюс – на 0,6 %. А вот крупнейший национальный перевозчик "Аэрофлот" оказался в русле общемировой тенденции: перевозка пассажиров за семь месяцев снизилась на 10,6%, а пассажирооборот – на 9,4%.
Куда более интересная картина наблюдается среди менее крупных авиакомпаний. "Якутия" увеличила пассажирооборот на 32,3%, "Владивосток Авиа" – на 40,2%, "Оренбургские авиалинии" – на 86,5%, Red Wings – в два раза. Правда, рост числа пассажиров при этом выглядит гораздо скромнее: у "Якутии" он составил 15,1%, у "Владивосток Авиа" – 29,6%, у "Оренбургских авиалиний" – 47%, у Red Wings – 66,2%. Очевидно, пассажирооборот увеличился в основном за счет большего количества дальних полетов, что, судя по всему, объясняется наличием чартерных рейсов в туристические страны.
С другой стороны, на рынке появляются и новые амбициозные игроки. В частности, московская компания "Регион-Авиа" на недавно прошедшем авиасалоне МАКС-2009 заявила о намерении потратить $126 млн на покупку бразильских самолетов Embraer-120 для развития региональных перевозок. Именно в кризис решила взлететь и "Авианова" – заявленный еще три года назад проект инвестиционной компании А1, входящей в "Альфа-групп". Примечательно, что оба перевозчика планируют работать в сегменте low cost, который до недавних пор был представлен в России единственной компанией – Sky Express. И не исключено, что из кризиса российский рынок авиаперевозок выйдет изменившимся практически до неузнаваемости.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт