Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Леонид Брежнев. ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Если коротко, то объяснение своему прогнозу McKinsey дает следующее. Идет всемирный рост среднего класса. Те, кто еще вчера довольствовался горсткой риса, соломенным тюфяком и радовался наличию велосипеда, сегодня предпочитают сочный бифштекс, покупают спальный гарнитур и печалятся, что марка их машины не самая престижная. А значит, все больше мировых ресурсов тратится на то, чтобы произвести и эксплуатировать эти автомобили, вырастить достаточное количество бычков, срубить нужное количество деревьев – а в основе всего этого лежат базовые ресурсы: нефть и газ, вода и металл, земля и выращенный на ней урожай.
Практически сразу после выхода доклада российские аналитики заговорили о том, что Россия в случае развития такого сценария опять окажется во власти ресурсного проклятья: страна, в которой изобилие базовых ресурсов, которая даже от надвигающегося глобального потепления может получить выгоды, окончательно лишится каких-либо стимулов проводить реформы. Короче говоря, добро пожаловать в новую эпоху застоя.
Ну и хорошо, порадовались одни граждане. Опять будет спокойно и сытно – даром, что ли, говоря о том, как хорошо было в СССР, вспоминают именно эту эпоху? Ничего подобного, возразили другие. Это по сравнению с "шоковой терапией" было хорошо. А если как следует вспомнить, ничего хорошего в годы застоя не было: первые признаки дефицита появились через несколько лет с момента открытия "нефтяного фонтана" – уже в 1975 г. с полок магазинов пропали мясо, масло и многое другое. К концу 70-х "колбасные электрички" в Москву стали обыденностью. А к середине 80-х дефицит добрался и до столицы: не только деликатесы ушли "под прилавок", но и кусок нормального мяса невозможно было купить без "блата". А уж в отдаленных провинциях, например, в Сибири, за мясом нужно было отстоять огромную очередь.
В общем, мнения как всегда разделились. А в самом деле, что можно ожидать от эпохи дорогих ресурсов?
Прежде всего, стоит заметить, что если она и наступит, то явно не завтра. Пока, на фоне "охлаждающейся" экономики Китая (там, несмотря на усилия властей, похоже, все-таки разгорается свой ипотечный кризис), цены на металлы (сегодня они во многом зависят от размаха строительства в Поднебесной) падают. Не желают ставить новые рекорды и цены на нефть. Что касается цен на продовольствие, они демонстрируют смешанную динамику: в том числе и из-за высокой спекулятивной ценовой "накрутки" за последние годы. Поэтому не исключено, что многолетний рост цен будет идти с гораздо более низкой точки, чем ныне.
А вот с чем трудно не согласиться – так это с тем, что рост цен непременно начнется. И прежде всего – из-за раскрутки маховика инфляции в глобальном масштабе. Все просто: уровень долга развитых стран таков, что решить эту проблему можно только обесцениванием долга. Это лучше всего иллюстрирует "компенсация" за сгоревшие в сберкассах советские вклады: те, у кого лежали деньги на трехкомнатную кооперативную квартиру, получив через 20 лет компенсацию, даже с учетом всех индексаций могут купить, в лучшем случае, велосипед ребенку.
Самое смешное – такая инфляция выгодна почти всем: развитым странам – из-за "размывания" долгов, сырьевым странам – из-за роста цен на сырье. И даже Китай, несмотря на риски укрепления юаня, может выгадать на инфляции – она повысит внутренний спрос, что сделает страну менее зависимой от внешних факторов.
А что эпоха дорогих ресурсов несет российским гражданам? Прежде всего – еще большое неравенство доходов. Дело в том, что сырьевые отрасли требуют гораздо меньше людей, нежели обрабатывающая промышленность. Даже в АПК: в сущности, самая большая проблема села сегодня – где найти профессиональные непьющие кадры и куда деть всех тех, кто зовется колхозниками. При этом узкая прослойка работающих "на добычу" должна быть высокооплачиваемой – в силу закона, когда наиболее прибыльные отрасли имеют и наиболее высокие зарплаты. Далее эти высокие зарплаты, конечно, "растекаются" по экономике: сотрудники этих отраслей покупают недвижимость, ходят в магазины, рестораны, на фитнес и в медцентры. Но так как круг их узок, то и "круги по экономике" идут недалеко. Вот и усиление расслоения общества.
Вторая неприятная вещь – ускоренная потребительская инфляция. Опять же в силу узости круга высокооплачиваемых специалистов. Потому что не существует отдельных рынков для них и для остальных. Выросла в цене квартира на Остоженке – потихоньку и все квартиры подорожают. Но если первая подорожала адекватно доходам ее покупателя, то остальные потребуют от покупателей чем-то пожертвовать. Увы, зная нашу ментальность, рискну предположить, что в аутсайдерах окажутся образование и здравоохранение. Таким образом, потребительская корзина среднего российского гражданина начнет деградировать, что само по себе нехорошо.
Некоторое смягчение указанным тенденциям, возможно, дадут вступление страны в ВТО и возможность работать и жить за рубежом. Вкупе с дополнительными доходами бюджета от экспорта сырья, наложенными на память о бездарно профуканных 70-х годах прошлого века, это может дать стимул развивать высокотехнологичные отрасли. Правда, скорее, в виде обслуги сырьевого сектора. Например, ту же геологоразведку: там сейчас велика доля высоких технологий, а разведывать новые месторождения уже пора – советские-то заканчиваются. Или ресурсосберегающие технологии – чем больше сбережем, тем больше сможем экспортировать. Однако особых радостей от "застоя 2.0" я не вижу.
Украинцы нашли способ вступить в союз