ПАРНАС заподозрили в покушении на монополизм

Попытки создания единой демократической организации предпринимались неоднократно – и каждый раз неудачно. Поэтому последняя подобная инициатива вызывает у комментаторов определенный скепсис


Владимир Рыжков. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российская либеральная оппозиция предпринимает новую попытку объединения. Сопредседатели ПАРНАСа заявили о намерении создать "мегапартию", в которую планируют пригласить "Солидарность", "Яблоко", активистов бывшего СПС, сторонников Михаила Прохорова и Алексея Навального. Ирония ситуации в том, что сам ПАРНАС, чьи лидеры выступили с такой инициативой, ранее рассматривался как либеральная "мегапартия".

До ПАРНАСа таковой являлось движение "Солидарность", которое до сих пор официально именуется "Объединенным демократическим движением" и создавалось именно с целью собрать воедино все демократические силы страны. Кстати, формально Немцов именно "Солидарность" представляет в ПАРНАСе (Рыжков – Республиканскую партию, Касьянов – РНДС, Милов – "Демократический выбор").

До "Солидарности" тоже предпринимались попытки создания единой демократической организации или хотя бы блока демпартий – каждый раз неудачно. Поэтому неудивительно, что новая инициатива оппозиционеров вызывает у комментаторов определенный скепсис.

"Конечно, дефицит наличия либеральной партии в партийном спектре все более и более очевиден, – говорит Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ. – В последние десятилетия стабильности сформировался электорат либеральной, прозападнической, проевропейской ориентации. Именно благодаря стабильности и появилась возможность формирования либерального электората со своими интересами и со своим представлениями о будущем страны, со своими приоритетами и ценностями. Поэтому, конечно, в идеале, если исходить из того, что кто-то будет конструировать партийное пространство, такая ниша с процентами от 10 до 15, может быть даже до 20 процентов российского электората – эта ниша у либералов есть".

"Но вопрос вот в чем – когда эти люди, которые еще совсем недавно говорили и продолжают говорить по поводу власти, что она все закатала в асфальт, что она выжгла всю поляну, что никакой политической конкуренции нет – поэтому долой власть, выборы отменить... И эти же самые люди теперь говорят – мы создаем партию, иначе возникнет много партий и начнется грызня – я вижу, что для них принципы демократии – это принципы, которыми они манипулируют по мере надобности", – говорит Поляков.

"Что такое суперпартия? – рассуждает политолог. – Это означает претензию на перехват инициативы у любых новых персон, это означает – все взять в свои руки и стать монопольными владельцами либерального фланга. Притом что прошлая история Касьянова или того же Немцова говорит – эти люди ничего по-настоящему сделать в партийном строительстве не сумели".

"Поэтому представлять их в роли единственно возможных организаторов либеральной партии – это большая натяжка, – считает Леонид Поляков. – Я бы, скорее, рассчитывал на поколенческую смену в либеральном лагере. Молодежь, которая выросла за последнее десятилетие, люди где-то в районе 30-40 – это генерация с четким представлением о своих интересах, целях, принципах, о способе действия. Люди креативные, самостоятельные – вот пусть они и выдвигают своих лидеров сами".

"А вот эта старая обойма – ну, если им найдется место, то, что называется, дай им Бог. Нет – пусть где-то там и обитают, на обочине, со своей партией ПАРНАС", – резюмирует политолог.

Выбор читателей