Brexit вызвал протест Шотландии и 10 заморских территорий

Мини-государства недовольны планами Великобритании покинуть Евросоюз. Они грозят Лондону тем, что сами выйдут из-под юрисдикции Соединенного Королевства

Выход из Евросоюза может оказаться более разрушительным для Великобритании, чем это казалось вначале. Предстоящий разрыв вызывает протест не только в Шотландии, но и на заморских территориях, среди которых мини-государства с либеральными налоговыми режимами. Для них возможность безвизовых поездок в Европу имеет особую ценность.

Фото: Global Look 

На прошлой неделе прошла встреча премьер-министра Великобритании Терезы Мэй с представителями 10 заморских территорий. Дискуссия касалась недавно обнародованной "белой книги" о выходе из ЕС. В частности, обсуждались возможные изменения налогового законодательства для офшоров, введение виз в страны ЕС. Участники заявили британскому премьеру, что это может негативно сказаться на финансовой стабильности территорий, которые остаются самыми популярными офшорными зонами, в том числе и у российских бизнесменов.

Однако, пишет "Газета.Ру", новое правительство Великобритании намерено покончить с финансовыми вольностями офшоров, и это вызывает активное сопротивление властей заморских территорий. К их числу относятся Бермудские острова, Ангилья, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Фолклендские острова, Британская антарктическая территория и Британская территория в Индийском океане, Багамские острова, острова Тёркс и Кайкос, а также ряд островов в Тихом океане и Южной Атлантике. Кроме того, Британия владеет Гибралтаром на Иберийском полуострове и двумя анклавами на Кипре.

Накануне встречи с резкой критикой планов Лондона выступил министр финансов Бермудских островов Боб Ричардс, который осудил намерение Терезы Мэй открыть для широкой публики списки владельцев офшорных компаний. Он посоветовал британскому премьеру сначала разобраться с "налоговым раем" на своей территории, прежде чем требовать этого от своих заморских территорий.

Министр обратил внимание, что в Лондоне живет больше миллиардеров, чем в любом другом городе мира. Всех их привлекает налоговый климат, потому что закон позволяет им не платить налоги с сумм, полученных за рубежом. "Мы имеем дело с двойными стандартами", - заявил Ричардс.

Он также отметил, что налоговая система на Бермудских островах более прозрачная, чем в странах, которые активно требуют соблюдения финансовой чистоты и заявляют, будто на маленьких островах существуют проблемы "финансовой чистоплотности".

По словам Ричардса, информация о владельцах компаний на Бермудах доступна для иностранных правительств по запросу и поэтому открытие широкого доступа к таким сведениям излишне. "Частная жизнь неприкосновенна, и у государства нет права знать что-нибудь о частном бизнесе любого человека", - сказал он.

Надо сказать, что уже в апреле налоговый режим Британии изменится: нерезиденты потеряют ряд серьезных преимуществ. В частности, те, кто прожил в Королевстве 15 из последних 20 лет, будут обязаны платить налоги на наследство, прирост капитала и доход с активов по всему миру.

В дополнение к этому влиятельная группа из 88 членов парламента во главе с Маргарет Ходж борется за принятие поправки, которая обяжет власти заморских территорий последовать примеру Великобритании и обнародовать реестры владельцев офшорных компаний к 2020 году.

Ричардс заявил, что Бермуды будут выступать против инициативы об открытии реестров, так как это может нанести большой ущерб. "Мы можем потерять очень много компаний и не готовы идти на это", - сказал он.

Планы Лондона не радуют и представителей Фолклендских островов, расположенных в южной части Атлантического океана. По их мнению, любое соглашение с ЕС должно гарантировать отсутствие квотирования рыбной ловли и беспошлинный экспорт рыбы, кальмаров, ягнятины и баранины. Ведь на ЕС приходится более 90% экспорта, а перспектива заменить эти связи подписанием аналогичных договоров с Бразилией, Уругваем и другими странами Южной Америки туманна.

Стремление Лондона ужесточить налоговые режимы на своих заморских территориях заметно укрепилось после известного скандала с "панамскими бумагами", показавшим, как компании в "удобных юрисдикциях" используются для сокрытия доходов, коррупции и уклонения от уплаты налогов. После обнародования этих документов в мае 2016 г. стало известно об участии десятков политических лидеров в мошеннических схемах по отмыванию денег и уклонению от налогообложения.

В частности, Европол обнаружил связь между данными из "панамского архива" и расследованиями по делам об организованной преступности. Так, были найдены 116 связей с участниками исламистского терроризма, объединенных единым расследованием Европола под кодовым словом "Гидра".

Британские офшоры, в частности, Британские Виргинские и Багамские острова, очень популярны у россиян. Россия находится на пятом месте по количеству владельцев и бенефициаров офшорных компаний. В "панамских архивах" упоминаются 6285 российских граждан, среди которых - известные предприниматели.

По популярности офшорного бизнеса Россию опережают Китай, Гонконг и Тайвань. На четвертом месте - США, где насчитали 7325 владельцев компаний и счетов за пределами родной страны.

В ряде заморских территорий Великобритании нарастает недовольство тем, как складываются связи с метрополией. Лондон обвиняют в высокомерии, невнимании к нуждам жителей этих регионов. Не исключено, что Brexit подтолкнет их к проведению референдума о принадлежности к Великобритании. Последний такой референдум на Бермудских островах проходил в 1995 году. И вовсе не факт, что на этот раз его результат будет таким же.

Выбор читателей