Испанцы применяли художественные пытки

Испанский историк искусства Хосе Миликуа считает, что во время гражданской войны 1936-1939 гг. республиканцы использовали с целью психофизического воздействия абстрактную живопись.

Испания часто ассоциируется у нас с разгулом инквизиции, а, как следствие, изощренных пыток, применяемых средневековыми адептами церкви. Однако не только в мрачное средневековье испанцы проявляли изобретательность для того, чтобы добиться от заключенных нужных им сведений. Сегодня в испанскую историю пыток была вписана новая страница: испанский историк искусства Хосе Миликуа выступил в Мадриде с докладом, в котором рассказал, что во время гражданской войны 1936-1939 гг. республиканцы использовали с целью психофизического воздействия абстрактную живопись.

Заключенных барселонских тюрем на улицах Вальмайор и Сарагоса помещали в камеры, стены и потолок которых были украшены копиями сюрреалистических и абстракционистских работ таких известных художников, как Кандинский, Васарели, Клее, Итон и других. Самой известной из "пыточных" картин был плакат к кинофильму "Андалузский пес" – на плакате был изображен раскрытый глаз, который режут бритвой.

В т. н. "цветных" камерах заключенных заставляли часами рассматривать разноцветные геометрические абстракции, которыми изобиловали работы художников. Через некоторое время у "клиента" начинала расшатываться психика, и он давал показания.

Испанский искусствовед считает, что главным организатором "цветопыток" стал профессиональный художник и музыкант, француз Альфонс Лауренсик, подробно рассказавший на военном суде 1939 г. о изобретенных им методах воздействия на заключенных. Тогда Лауренсика приговорили к смерти, а его показания были частично опубликованы в книге Р. Л. Чакона "Лауренсик перед военным судом". Позже об этой книге практически забыли, а, как выяснилось, зря: по мнению Миликуа, "цветовой садист" предвосхитил многие признанные в настоящее время концепции о влиянии цвета и линий на психику человека.

Выбор читателей