Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Все началось в минувший понедельник, когда совет директоров Freddie Mac отправил в отставку президента и директора по оперативной деятельности Дэвида Гленна. Причиной увольнения стали "серьезные сомнения относительно своевременности и полноты его сотрудничества, а также откровенности с аудиторами". Гленн оказался не единственным топ-менеджером, лишившимся своего поста. За ним последовали председатель совета директоров и гендиректор Лиланд Брендсел, а также финансовый директор Вон Кларк.
Вопросы у внешнего аудитора корпорации (PricewaterhouseCoopers) вызвал учет операций с производными ипотечными инструментами и ряд прочих "особенностей" ведения бухгалтерии в Freddie Mac. Отношение компании к собственной финансовой отчетности уже давно вызывает интерес у контролирующих органов. Так, некоторое время назад компания Freddie Mac была уличена в занижении прибыли по итогам 2001-02 гг. что послужило причиной расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). По мнению аналитиков, причиной подобных бухгалтерских ухищрений стало желание руководства компании "позаботиться о будущем". Сокрытая часть прибыли должна была быть перенесена на последующие периоды (предположительно, менее доходные), что демонстрировало бы клиентам и акционерам стабильность доходов компании.
На сей раз за Freddie Mac, похоже, взялись основательно. Как сообщила в среду газета Washington Post, Федеральная прокуратура Александрии (штат Вирджиния) начала расследование нарушений, допущенных корпорацией.
Назревающий вокруг второго по величине ипотечного агентства США скандал всколыхнул американский финансовый мир. Сообщение об отставках в высшем эшелоне Freddie Mac привело к падению его акций на 16%, а вместе с ними и остального рынка.
Полугосударственная корпорация Freddie Mac была основана Конгрессом США в 1970 г. для финансовой поддержки населения, приобретающего или арендующего жилье. В ее задачи входит поддержание вторичного рынка ипотечных ценных бумаг и регулирование сложной системы финансовых потоков, обеспечивающих функционирование важнейшего сегмента американской экономики – жилищно-ипотечного.
Задачей Freddie Mac (наряду с другим основным игроком ипотечного рынка США – Fannie Mae) является скупка у банков требований по уже выданным ими ипотечным кредитам. Тем самым ипотечные агентства избавляют банки от "длинных" кредитов, предоставляя им взамен "живые" деньги, идущие на кредитование покупок жилья все новыми клиентами. Со своей стороны, ипотечные агентства объединяют выкупленные закладные в пулы. Под их обеспечение ими выпускаются новые ценные бумаги и размещаются на фондовом рынке. Обеспеченные реальной недвижимостью, ипотечные инструменты высоколиквидны и пользуются спросом у инвесторов.
Начало двадцать первого века совпало в США с потребительским бумом, сопровождающимся покупками и строительством нового жилья. Это время стало звездным часом ипотечных агентств. На сегодняшний день Freddie Mac и Fannie Mae владеют правами и гарантируют кредиты под залог недвижимости на сумму более $3 трлн., что составляет более 42% ипотечного рынка США. Управляемые Freddie Mac активы "тянут" более чем на $720 млрд.
Один только порядок этих цифр говорит о том, сколь тяжелый груз лежит на этих двух, в общем-то, обычных компаниях, управляемых обычными людьми. Именно "человеческий фактор" (излишняя любовь менеджмента к деньгам) и погубил в свое время таких "монстров" как Enron и WorldCom. Однако их уход с американской экономической сцены хоть и отозвался тяжелым эхом на фондовых рынках, но не повлиял и не мог повлиять на сами основы экономики США.
Можно ли сказать это и о Freddie Mac?
Оборот производных финансовых инструментов от ипотеки является сегодня базовым элементом финансовой системы и фондового рынка США, составляя от него более трети. Более того, ипотечные инструменты являются важнейшим орудием в руках американского правительства, позволяющим регулировать денежный рынок. Совершая в нужный момент операции с этим инструментом (наряду с казначейскими бумагами), правительство имеет возможность формировать нужную конъюнктуру, благоприятную для вбрасывания в оборот новых денег. Приток новых долларов влечет за собой следующий виток нарастания активности в жилищной, а следом за ней и в других отраслях экономики. Ипотечный кредит становится доступней, покупается большее количество жилья, что неизбежно стимулирует рост в строительном и прочих секторах экономики. Недаром именно жилищно-ипотечная сфера остается единственной зоной стабильности и роста в экономике США.
Подрыв доверия инвесторов к ипотечным компаниям легко может разрушить эту сложную и достаточно хрупкую схему. Снижение интереса к столь ликвидному инструменту как ипотечные ценные бумаги повлечет за собой резкое падение их стоимости. Это, во-первых, сузит возможности государства по вводу в оборот новых денег, а во-вторых, серьезно ухудшит и без того не лучшее положение в экономике.
Чудес не бывает. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что нынешний островок стабильного роста в жилищно-ипотечной сфере является ничем иным, как очередным (возможно – последним) искусственно раздуваемым "мыльным пузырем". Намекая на пирамидальность схемы, эксперты прогнозируют падение перегретой системы ипотечных кредитов, которое, по их мнению, уже не за горами. Въевшаяся же в сознание государственных финансовых мужей мысль о том, что обвал этот может быть спровоцирован даже незначительным сбоем в сложнейшей ипотечной машине, заставляет их с предельным вниманием присматриваться к каждой возможности такого сбоя.
И все же данная система, похоже, все равно обречена. По крайней мере, нынешними своими опасениями и действиями американские финансовые власти указывают на то, как просто она может быть выведена из равновесия.
Однако, предполагая разрушение сложившейся ипотечной системы, нет оснований строить в воображении апокалиптические картины. У США по сей день достаточно ресурсов, чтобы "переварить" и эту напасть. В начале 80-х американскому правительству уже приходилось спасать от кризиса систему сберегательных банков. Тогда оно было вынуждено потратить $300 млрд. (еще "тех" долларов) для выкупа активов сбербанков. Возможно, тем же самым путем ему придется пойти и в случае кризиса ипотечной системы. Проблема будет состоять лишь в том, что здесь ФРС вряд ли удастся обойтись столь "скромной" суммой.
О том, сколько после такого "спасения" будет стоить американский доллар, можно только догадываться.
Ситуация может еще больше обостриться