Черный пиар по-грузински

Во время предвыборной кампании в Грузии соперники не гнушались никакими методами воздействия на общественное мнение, и главной их целью было опорочить конкурентов




Во время предвыборной кампании в Грузии соперники не гнушались никакими методами воздействия на общественное мнение, и главной их целью было опорочить конкурентов.

Перед выборами большинство экспертов предсказывали победу блоку "Бурджанадзе – демократы", объясняя это высоким личным рейтингом председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которую многие прочили в преемники нынешнему президенту Эдуарду Шеварднадзе. Г-жа Бурджанадзе, увидев открывающиеся перед ней возможности, вовремя примкнула к оппозиции. Пользуясь статусом второго должностного лица в государстве, она с весны 2003 г. стала посещать заседания правительства, где выступала с критикой в адрес Шеварднадзе и его команды, набирая тем самым сторонников.

Реальность такова, что в настоящее время в Грузии публичный политик, еще не теряющий надежд на карьерный рост или, как в случае с г-жой Бурджанадзе, на президентское кресло, обязательно должен предстать в глазах избирателя нетерпимым критиком действующего режима. Что и делала с успехом грузинская "железная леди", как стали называть Бурджанадзе с легкой руки журналистов и политтехнологов.

Разрыв с правящим кланом произошел даже несмотря на то, что отец Нино Бурджанадзе Анзор – один из ближайших друзей Шеварднадзе еще со времен совместной комсомольской работы в Кутаиси, а ее супруг Бадри Бицадзе – заместитель генпрокурора Грузии, главный военный прокурор. Кстати, после последних событий, связанных с акциями протеста оппозиции в Тбилиси, военного прокурора никто от должности не отстранил.

Следующим важным шагом в карьере председателя парламента стало создание коалиции с партией "Объединенные демократы", возглавляемой предшественником Бурджанадзе на посту спикера Зурабом Жвания. По мнению ряда обозревателей, последний был готов отойти на второй план, оставшись при этом идеологом блока "Бурджанадзе – демократы".

В ходе предвыборной кампании основным орудием политической пропаганды, естественно, выступили местные СМИ, через которые политические противники поливали друг друга грязью. Руководство "партии власти" именно в блоке "Бурджанадзе – демократы" видело своего главного конкурента и всеми способами хотело дискредитировать эту организацию в глазах избирателей. За слив компромата в блоке "За новую Грузию" отвечала лидер развалившейся Национально-демократической партии Ирина Саришвили-Чантурия, вечная оппозиционерка, до недавнего времени критиковавшая режим Шеварднадзе. Теперь она – один из лидеров пропрезидентского блока. Впрочем, таким метаморфозам в Грузии давно не удивляются.

8 октября 2003 г. Ирина Саришвили-Чантурия созвала пресс-конференцию в здании предвыборного штаба блока "За новую Грузию", на которой заявила, что оппозиционный блок "Бурджанадзе – демократы" сотрудничает с российскими спецслужбами. "Оппозиция планирует дестабилизацию в стране после парламентских выборов с помощью российских спецслужб", – объявила Саришвили-Чантурия. В доказательство этого утверждения она привела факт награждения Нино Бурджанадзе медалью "за усилия, направленные на укрепление дружбы между Россией и Грузией". Саришвили-Чантурия выразила возмущение по поводу "утаивания" этого факта председателем парламента не только от общественности, но и от своих соратников. На самом деле упомянутое награждение произошло на официальной встрече парламентских делегаций Грузии и России, и председателя парламента сопровождала в этой поездке съемочная группа первого канала государственного телевидения Грузии.

Кроме того, Ирина Саришвили-Чантурия обвинила Зураба Жвания, который, по ее сведениям, вел кулуарные переговоры с представителями российских спецслужб в Страсбурге во время заседания ПАСЕ. А Бурджанадзе, по мнению Саришвили-Чантурия, получала инструкции от своего куратора в российских спецслужбах, якобы работающего под прикрытием одной из коммерческих фирм. Представитель пропрезидентского блока добавила, что собирается передать документы, доказывающие связь Бурджанадзе и Жвания с российскими спецслужбами, в Министерство государственной безопасности Грузии. На следующий день она действительно встретилась с заместителем министра и передала ему некую дискету.

Нино Бурджанадзе, в свою очередь, обвинила пропрезидентский блок в использовании против нее "черного пиара". На специальном брифинге она заявила, что ни она сама, ни другие члены ее блока не поддадутся на провокацию. "Власти пытаются накануне выборов перенести внимание общественности от выборов на другие темы. Я как председатель парламента требую, чтобы министр государственной безопасности опубликовал все те материалы, которые ему передала Ирина Саришвили-Чантурия. Даю три дня для того, чтобы министр представил свое заключение, является ли председатель грузинского парламента агентом спецслужб России. В противном случае я поставлю вопрос об ответственности руководства Министерства госбезопасности", – заявила тогда Бурджанадзе.

Скандал разгорался. Через несколько дней в Интернете появились материалы о предполагаемых связях председателя парламента с российскими спецслужбами. "Эти т.н. документы составлены непрофессионально и со многими ошибками на русском языке. Это довольно глупый метод "черного пиара", направленного против Нино Бурджанадзе", – заявил в ответ на публикацию материалов представитель блока "Бурджанадзе – демократы" Георгий Габашвили. В свою очередь, министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания 13 октября заявил, что "необходима как минимум неделя, чтобы установить источники и авторов этих документов".

Естественно, ни авторы, ни источники установлены не были ни до, ни после дня выборов, на которых блок "Бурджанадзе – демократы", согласно официальным данным, едва преодолел 7-процентный барьер, необходимый для попадания в парламент, хотя еще незадолго до выборов ему прочили все 20%.

История с компроматом на Нино Бурджанадзе – лишь один из многих примеров того, как устранялись конкуренты на парламентских выборах. Следите за публикациями "Yтра" на эту тему.

Выбор читателей