Лукашенко строит воздушные замки

Лукашенко требует от своего правительства "объективности и реальности". Белорусский бюджет-2004 объективно показывает: реально интегрироваться с Россией батька не желает




Белоруссия ударными темпами принимает бюджет на следующий год: главный финансовый документ поступил в парламент 5 декабря, через три дня был принят нижней палатой в первом чтении, 15-го числа – во втором (причем все обсуждение заняло 40 минут) и уже завтра должен быть одобрен верхней палатой. Тем самым будет выполнена задача, поставленная Александром Лукашенко: завершить этот спринтерский забег к 20 декабря. Чего, в самом деле, рассусоливать, если батька все уже решил? Например, что ВВП республики вырастет на 10% – до $21-21,5 миллиардов. Планов громадье завораживает: сельскохозяйственное производство должно увеличиться на 11-12%, объемы инвестиций – на 18-20%, экспорт – на 13%. Пусть независимые эксперты и дяди из МВФ и Всемирного банка доказывают, что это нереально. Раз сам президент сказал "надо" – значит, так тому и быть.

Если говорить о параметрах бюджета, они таковы: доходы (с учетом доходов Фонда социальной защиты населения – ФСЗН) – 13,2 трлн белорусских рублей, расходы (с учетом расходов ФСЗН) – 13,9 трлн рублей, дефицит – 690 млрд рублей, или 1,5% ВВП. (Курс белорусской валюты – 2150 рублей за доллар.) Бюджет ФСНЗ по доходам и расходам составляет соответственно 5,40 трлн и 5,44 трлн рублей. Без учета этих средств ресурсы республиканского бюджета возрастают по сравнению с 2003 г. приблизительно на 23%. Предусматривается также создание финансового резерва в размере 101 млрд рублей. Доходы консолидированного бюджета Белоруссии прогнозируются в сумме 19 трлн рублей, расходы – 19,7 трлн рублей.

Бюджетный дефицит предполагается покрывать за счет как внутренних (на 238,5 млрд рублей), так и внешних (451,7 млрд рублей) источников финансирования, в частности путем продажи государственных ценных бумаг. Однако главные внутренние источники – это кредиты Национального банка (163 млрд рублей) и доходы от приватизации. При этом торжественно объявлено, что не будет эмиссионного финансирования правительства Нацбанком. То есть, если раньше просто печатали деньги, то теперь это будет оформляться как "долгосрочные кредиты". Следует отметить, что в ходе подготовки бюджета контрольные цифры доходов и расходов постоянно возрастали – параллельно с тем, как становились все более радужными официальные прогнозы развития экономики. Первоначально правительство закладывалось на 6,3-7,3% прироста ВВП (кстати, МВФ и эти цифры считает завышенными), но потом под влиянием президента стало более оптимистично смотреть в будущее. Если этот оптимизм не оправдается, дефицит бюджета может оказаться куда больше. Впрочем, сомневающиеся пессимисты под началом Лукашенко давно уже не работают.

Утвердив в начале месяце проекты бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики и прогноза социально-экономического развития, переделанные согласно его указаниям, Лукашенко потребовал от правительства "объективности и реальности", чтобы, как было сказано, "потом и кровью" выполнить поставленные на 2004 год задачи и тем самым обеспечить достижение целей, предусмотренных Программой социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы. "Объективность и реальность" означают для правительства отдать для победы все без остатка, а не пытаться, ссылаясь на объективную реальность, снизить плановые цифры. "Правительство должно отчетливо понимать, – подчеркнул президент, – что речь не может идти о невыполнении тех или иных показателей в решающем, четвертом году пятилетки. 10% роста ВВП – не предел. Мы можем это сделать, если внимательно посчитать себестоимость, затраты на производство продукции, привлечь инвестиции". Правда, Александр Григорьевич не пояснил, как посчитать себестоимость и затраты, если по-прежнему неизвестны ни цена основного энергоносителя – природного газа, ни объемы его поставок в "решающем" году.

Задержка с представлением проекта бюджета в парламент как раз и была связана с неопределенностью в отношениях с российским "Газпромом". Как известно, согласно двум межправительственным соглашениям, заключенным в апреле 2002 г., Россия обязалась поставлять природный газ в Белоруссию по оптовым ценам своего пятого ценового пояса, а Белоруссия – обеспечить условия для создания совместного с "Газпромом" газотранспортного предприятия на базе АО "Белтрансгаз". Однако создать такое СП не удалось: Лукашенко не согласен удовлетворить претензии "Газпрома" на контрольный пакет акций АО и оценивает стоимость предприятия в $5 млрд, тогда как "Газпром" считает эту цифру завышенной раз в 8-9. В итоге в сентябре с.г. российское правительство отменило рекомендацию "Газпрому" об определении цены на газ, поставляемый в Белоруссию, на уровне оптовых цен пятого ценового пояса РФ (сейчас – 912 руб. за 1 тыс. кубометров). Концерн тут же заявил о возможности повышения цены газа для Белоруссии до $80 за 1 тыс. куб. м.

Переговоры, которые в конце ноября провел в Минске Алексей Миллер, никаких конкретных результатов не принесли. Условились только, что они будут продолжены, в том числе по созданию совместного газотранспортного предприятия. По словам пресс-секретаря главы "Газпрома" Сергея Куприянова, "это означает, что в следующем году цена поставок природного газа в Белоруссию сохранится на уровне пятого ценового пояса РФ". Со своей стороны, белорусы на это очень надеются и именно на основе такой цены (с учетом утвержденного ФЭК РФ ее повышения в 2004 г. на 20%) рассчитывали свой бюджет. Тем не менее, договора с "Газпромом" о газовых поставках на следующий год все еще нет. Представляя бюджет в парламенте, министр финансов Белоруссии Николай Корбут отметил, что если цена на газ окажется выше, то придется задействовать финансовый резерв – для этого он, собственно, и создается. Возникают, однако, два вопроса: будут ли в этом резерве хоть какие-то деньги (если не удастся достичь запланированных показателей экономического роста) и хватит ли этих средств в случае, если "Газпром" реализует свою сентябрьскую угрозу. На это белорусский министр сказал только: "Не думаю, что цена на газ для Белоруссии составит $80 за 1 тыс. кубометров. Эта цифра не просчитывалась при подготовке бюджета". Тем временем остается нерешенным и вопрос об объеме поставок: "Газпром" обещает только 18,5 млрд кубометров, а Белоруссии нужно на 2 млрд больше.

Работавшая в Минске в первой половине декабря миссия МВФ оценивает новый белорусский бюджет крайне отрицательно, прежде всего ввиду несбалансированности доходов и расходов. Фонд рекомендовал правительству Белоруссии не допускать бюджетный дефицит выше 0,5% ВВП; заложенные 1,5% ВВП – явный перебор. В действительности размер дефицита окажется, по мнению миссии МВФ, еще выше, поскольку, как уже отмечалось, расчетные параметры экономического роста и, соответственно, доходной части бюджета – просто дутые. Предусмотренные источники покрытия дефицита оцениваются как "неадекватные". Указывается, в частности, что объем внешнего финансирования в размере 1% ВВП "очень высок для Белоруссии и нереален для исполнения". Не лучше обстоит дело и с внутренними источниками. Так, правительство рассчитывает получить за счет продажи госимущества 100 млрд рублей, но как не вспомнить, что в 2003 г. при плане в 430 млрд доходы от приватизации составили всего 26 миллиардов.

Белорусские власти рекламируют бюджет-2004 как "социально-ориентированный". В нем действительно значительно увеличиваются расходы на социальные нужды. Одна из главных задач, поставленная перед правительством президентом, – обеспечить рост средней заработной платы в республике с нынешних $130 в месяц до $170-175 (правительство первоначально ориентировалось на $158) в 2004 г. и до $250 к концу 2005 г., как это и начертано в программе пятилетки. МВФ же считает планируемый рост доходов населения (зарплат и других выплат) не соответствующим реальным возможностям белорусской экономики. Эксперты Фонда уверены, что разрыв между расходной частью и реальными источниками доходов бюджета с неизбежностью вновь приведет к секвестрованию государственных инвестиционных программ. Это повлечет дальнейшее снижение доли накопления в ВВП, тем самым уничтожая предпосылки долгосрочного экономического роста.

Новый белорусский бюджет интересен еще и тем, что 2004 год – последний перед переходом Белоруссии на российский рубль. Ведь официально стороны пока не пересмотрели сроки этого радостного события. Между тем валютная интеграция подразумевает выравнивание условий для хозяйствующих субъектов, включая унификацию бюджетно-налоговой политики (с перспективой перехода на единый налоговый кодекс). Напомним, кстати, что Минск требует от Москвы значительных компенсаций за "потери" белорусской экономики от вынужденной либерализации и приведения своей налоговой системы в соответствие с российской (Россия готова обсуждать только компенсации потерь от уплаты НДС во взаимной торговле по принципу страны происхождения товара). Одно из существенных различий в системах налогообложения двух стран – сохраняющиеся в Белоруссии оборотные налоги (4,5% с выручки, что обеспечивает 15% бюджетных доходов). Минск обещает отказаться от них в течение двух-трех лет. Однако в принципе налоговые системы России и Белоруссии схожи, главные различия – в ставках.

В Белоруссии значительно выше уровень налоговых изъятий. Более высокие (как доля ВВП) бюджетные доходы позволяют дотировать убыточные предприятия, в частности, через субсидирование банковских кредитных ставок (денег, впрочем, все равно не хватает, и приходится прибегать к эмиссии). От всего этого эрзац-социализма предстоит отказаться – двусторонние договоренности предусматривают обязательства белорусской стороны по снижению уровня налоговой нагрузки. В проекте бюджета-2004 такие меры в общем-то заложены; к примеру, ставка НДС сокращается с 20% до 18%. Вместе с тем некоторые налоги, напротив, увеличиваются. В результате общее налоговое бремя на экономику уменьшается лишь на 1,3% ВВП вместо 1,9% по первоначальным планам.

В целом не будет преувеличением сказать, что белорусский бюджет-2004 наглядно показывает: реально интегрироваться с Россией Лукашенко не желает. Выработанный под его чутким руководством финансовый план не сильно отличается от предыдущих – он такой же "перераспределительный" и такой же волюнтаристский.

Выбор читателей