Четвертая Дума. Инструкция по эксплуатации

Кампания по сокращению числа думских комитетов с 28 до 16 привела к их увеличению до 29. Это еще скромно – обычно термин "сокращение" (вариант для продвинутых – "структурная оптимизация") означает расширение штатов в среднем на 10-25%




Там, где профан видит сходство, мудрецу открывается различие... И в самом деле, гладкие обобщения, начинающиеся словами "все они", "у нас вечно", "просто надо", и вообще всякие выводы космического масштаба и космической же простоты суть удел неспециалиста. Следует вообще остерегаться штампов – широкие обобщения почти всегда признак ограниченного ума. Возьмем близкий нашему сердцу предмет – пресловутое "центристское большинство", которое для пущего страху называют еще "конституционным". Конечно, бесконечные ряды неотличимых друг от друга "единороссов" способны смутить робкое сердце журналиста, который, к тому же, обычно пугается больших цифр вроде "301". Но прилежный и небрезгливый исследователь со своим микроскопом обнаруживает занятные анатомические особенности у самых серых и невзрачных бабочек, которых обыватель окрестит общим именем моли.

Посмотрим, как устроена наша пробирная палатка. Прежде всего, следует воздержаться от сетований на то, что там кругом одна "Единая Россия" – это равнозначно жалобе "что это за парламент, в нем одни только депутаты". Нет на данный момент у нас других депутатов, а кроме того, среди означенных "единороссов" встречаются разнообразные подвиды, ничуть не меньше различные меж собой, чем средний "коммунист" и "эспээсовец" образца 1999-2003 годов.

Нельзя не похвалить остроумную идею разделения фракции-гиганта на четыре примерно одноразмерные группировки – имени гг. Володина, Катренко, Морозова и Пехтина соответственно. Первоначально предполагалось, напомним, образование центральной фракции и выделенных из нее подгрупп, которые неизбежно заняли бы подчиненную относительно "президиума" позицию. Деление 301 на 4 без остатка ставит все изводы "Единой России" в положение формального равенства, что открывает богатейшие возможности для проведения перманентного конкурса на звание Primus inter pares. Для того чтобы начать играть в эту захватывающую игру, депутатам не понадобилось даже рассаживаться по кабинетам. Не успели еще высохнуть типографские чернила на красных удостоверениях, как паства Леонида Ивлева принялась перебегать из одной группы в другую в поисках мест обитания самых центральных центристов. Сначала все подумали, что главная группа – это группа Пехтина, примерно повторяющая контуры прежней фракции "Единство". Потом, когда оказалось, что в альтернативной группе Катренко присутствуют высокие партийные товарищи Грызлов, Волков и Богомолов, сочувствующие массы направилось туда, да с таким энтузиазмом, что пришлось вмешаться добрым, но строгим регулировщикам дорожного движения со Старой площади.

Когда пресса возмущалась монополизацией руководящих постов в думских комитетах, сами монополисты со страстью, достойной лучшего применения, подсчитывали процентное соотношение своего аппаратного выигрыша относительно соседа: "Этот наш, этот наш, этот володинский, этот опять наш, а этим вообще ничего не досталось, этим мало, но комитет важный, а тут у нас будет первый зам...". Кстати, саму идею забрать комитеты себе следует признать разумной и какой-то не по-центристски честной. При наличии более 300 голосов у одной фракции даже раздача всех руководящих постов в профильных комитетах представителям меньшинства никак не увеличит их участия в законотворческом процессе – решения-то все равно принимаются голосованием палаты. Приятно также было увидеть, как разрекламированная кампания по сокращению числа комитетов с 28 до 16 привела к их увеличению с 28 до 29. Это еще скромно – как известно всем государственным служащим, термин "сокращение" (вариант для продвинутых – "структурная оптимизация") технически означает расширение штатов в среднем на 10-25%.

Что касается собственно новых председателей, то тут дело не обошлось без нескольких очаровательных неожиданностей. Администрация вообще любит устраивать своим воспитанникам небольшую нервную встряску, дабы служба, что называется, медом не казалась. К тому же гимнастические упражнения, называемые на популярном языке "разводками", доставляют ее сотрудникам, кажется, какое-то перверсивное наслаждение. К числу камерных шедевров этого жанра следует отнести историю с Комитетом по бюджету и налогам, который должен был достаться видному думскому лоббисту, ветерану бюджетных битв Владиславу Резнику, который был уверен в своем назначении вплоть до последних часов перед роковым заседание фракции 13 января. Появление на свет божий никому не известного мэра города Пятигорска Юрия Васильева и молниеносная переброска Владислава Резника на Комитет по кредитным организациям, к которому он никогда не имел никакого отношения, поразили воображение наблюдателей. Бюджетный комитет, напомним, есть душа, мозг, честь и совесть Думы, смысл ее существования и Священный Грааль, притягивающий сердца депутатов, по сравнению с которым все прочие внутрипарламентские структуры не более чем приложение.

Впрочем, так было раньше. В утешение Владиславу Резнику и прочим недовольным своей долей заметим, что дальнейшее развитие института "нулевого чтения", то есть согласования законопроекта перед его внесением в Думу, делают власть и могущество профильных комитетов вполне номинальными. За нулевые чтения отвечает первый вице-спикер Александр Жуков, непревзойденный пример Депутата, Каким Он Должен Быть в Идеале. Возможно, мы скоро станем свидетелями отмирания самого института поправок между вторым и третьим чтением – правительственные, а тем паче президентские законопроекты будут объявлены неприкосновенными, а собственное депутатское творчество будет проходить предварительную цензуру в соответствующих подразделениях Главного государственно-правового управления президента РФ.

Возвращаясь к драме бюджетного комитета, мы лично не вполне доверяем активно распространяемой версии о том, что этот coup de theatre стал результатом личного вмешательства Михаила Касьянова, невзлюбившего Резника за его борьбу с толлингом. Во-первых, Резник ходил в кандидатах в председатели уже месяц, и ничто не объясняет скоропостижный выбор пятигорского градоначальника – так в сказке выдают замуж строптивую принцессу за того, кто первым войдет в городские ворота на рассвете. Во-вторых, хотя Резник и вправду положил много сил на борьбу со знаменитой давальческой схемой переработки сырья, alma mater отечественной алюминиевой промышленности, но руководил этой кампанией вовсе не он, а непосредственно заместитель Михаила Касьянова, министр финансов Алексей Кудрин, которому, кажется, Михаил Михайлович никаких возражений не высказывал.

Думается, мораль истории с неудавшимся председательством Владислава Матусовича состоит в следующем. Будучи заместителем председателя Комитета по бюджету, всю вторую половину созыва депутат Резник, человек с ярким бизнес-прошлым и питерским происхождением, потратил на активнейшее взаимодействие с силовиками. Он добивался увеличения бюджетных ассигнований на содержание соответствующих министерств и ведомств, на обустройство госграницы и на неопределенные "секретные расходы". От его имени вносились поправки в Уголовный кодекс, определяющие ответственность за легализацию преступных доходов (до 15 лет). В ответ ожидалось желанное повышение из замов в председатели.

Пока, однако, славные борцы за свое и чужое счастье не обладают у нас монополией на кадровые решения, в том числе и в Думе. Какова участь чересчур торопливых перебежчиков невидимой линии фронта, можно подробно разглядеть на примере бывшей группы "Народный депутат", произросшей из нее "Народной партии" и лично Геннадия Ивановича Райкова. Из видных представителей "питерских питерцев" в Думе наличествуют партийные вожди Валерий Богомолов и Юрий Волков, а также сам спикер Борис Вячеславович. Но он, увы, все слабее реагирует на внешние раздражители, что лояльное окружение объясняет погруженностью в себя ввиду перспектив перехода в правительство после 14 марта. Думская публика в связи с этим надеется, что на смену ему придет его вышеупомянутый первый заместитель, после чего жизнь на Охотном ряду может начать принимать разумные формы.

Опыт первых трудных рабочих дней показывает, что судьба парламентских синекур и другие ключевые вопросы думской жизни определяются исключительно Владиславом Сурковым в здоровом сотрудничестве с Дмитрием Козаком. Последний, надо сказать, все больше и больше принимает на себя функции главы администрации, чему в равной мере способствуют как предстоящая ему роль руководителя выборного штаба Владимира Путина, так и личные качества Дмитрия Медведева.

Конечно, эта видимость единоначалия может быть разрушена каким-нибудь нежданным прорывом объединенных отрядов с Лубянки и Большой Дмитровки. Пока же есть все шансы на то, что выстраиваемая схема управления Думой переживет и судьбоносный март, и много других дождливых, морозных и жарких месяцев.

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".


Выбор читателей