"Коммуналку" приговорили к приватизации

Зависит ли качество услуг ЖКХ от формы собственности эксплуатирующих организаций? Ответ на этот вопрос москвичи получат после реализации программы по передаче ЖКХ в частные руки




Вечный герой советских фельетонов, подвыпивший слесарь-водопроводчик, по мнению московских властей, должен навсегда уйти в прошлое. С экранов телевизоров нам уже показали идеал служителя жилищно-коммунального хозяйства: слесарь в элегантной униформе от кутюр с улыбкой кинозвезды и высоким лбом, прямо-таки кричащим о двух высших образованиях. Он неизменно опережает работников ДЕЗа в нелегком деле борьбы с протечками и прочими коммунальными бедами. При этом не берет взяток, принимает оплату строго по установленным расценкам, неизменно вежлив и приветлив. Удивляет лишь одно: почему этот молодой человек предпочел прочищать унитазы, вместо того чтобы трудиться менеджером в процветающей фирме.

Подобные сомнения вовсе не останавливают тех, кто по-прежнему охвачен реформаторским задором в области ЖКХ. Разговоры о необходимости преобразований ведутся давно, уже начинают забываться имена политиков и экономистов, кто впервые поднимал эту тему. Но воз и ныне там. Причины понятны: реформа ЖКХ в том виде, в котором она предлагается, непременно тяжким бременем ляжет на потребителей, попутно усилив социальное напряжение в обществе, и без того не очень богато живущем. То, что реформа движется ни шатко ни валко, подчеркивалось неоднократно. Однако по-настоящему серьезных шагов, кроме регулярного повышения цен на услуги коммунальщиков, было немного.

И вот за дело взялось правительство Москвы. На сегодня назначено заседание, на котором будут рассмотрены меры по реформированию хлопотного коммунального хозяйства в 2004 году. По мнению чиновников, главное направление нововведений – создание конкурентной среды в этой сфере бизнеса. Уже более 1,5 тыс. малых и средних предприятий работают в сфере московской "коммуналки". Из них выполняют работы по техобслуживанию 220, по капитальному ремонту - 686, по благоустройству - 374, по охране жилищного фонда, установке и обслуживанию систем видеонаблюдения - 93 предприятия.

Если с видеонаблюдением все понятно, подобные функции просто не под силу старым структурам, охрана тоже, пожалуй, эффективнее частная, то конкуренция в области техобслуживания представляется весьма спорной. Элементарный вопрос с разного рода временными отключениями на период ремонтных работ ставит неразрешимые вопросы: кран, перекрывающий воду или газ в квартире или подъезде, находится в подвале под замком. А ключ от замка в ДЕЗе. И никакого конкурента ДЕЗ этим ключом не снабдит. Мелкий ремонт выполнить, конечно, не проблема, а любая серьезная поломка все равно вынудит жильца вызывать специалиста из эксплуатационной конторы.

Вопросы благоустройства и озеленения благополучно переданы в руки частников уже во многих районах столицы. И, по мнению многих жителей, как раз в этой сфере достижения наиболее впечатляющие. Город стал наряднее, зелени и цветов стало больше. Весьма эффективным признается и опыт использования альтернативных эксплуатационных служб в проведении уборки территорий и утилизации мусора.

Между тем рядовые жители, имеющие опыт общения с частными структурами, заменившими традиционные ЖЭКи и ДЕЗы, зачастую сталкиваются с прежними проблемами. Дозвониться в диспетчерскую все так же проблематично, а в вызванном мастере вместо рекламного красавца вы по-прежнему узнаете давно знакомого дядю Петю, который к тому же забыл инструмент и у которого прокладки кончились.

Наиболее ярко противоречия с новыми подходами к ЖКХ проявились во вновь организованных товариществах собственников жилья. В силу ряда причин в подобных новообразованиях предпочли работать с частными эксплуатационными конторами. И в первые же дни столкнулись с произвольным ценообразованием на их услуги. А отказаться от подобного обслуживания невозможно: договора подписаны на годы вперед. И в результате, избегнув диктата одного монополиста, жители попали в зависимость от другого. Порой куда как более алчного и менее профессионального. Даже обеспеченные граждане, приобретающие жилье в новых московских домах, оказались не готовы к существенно завышенным расценкам на привычные услуги.

Тем не менее, власти полны оптимизма по поводу предложенной программы и полагают, что им удастся повысить эффективность использования бюджетных средств и сократить неэффективное дотирование городских монополистов в ЖКХ. Рядовому же потребителю пока остается уповать на то, что сегодня в его квартире не случится никаких аварий. В противном случае долгие и неприятные хлопоты просто гарантированы.

Выбор читателей