Бобслей: результат есть, теперь нужна база

Российские бобслеисты на последних этапах Кубка мира наделали много шума. Приобретя самые современные бобы, наши спортсмены ворвались в число сильнейших команд мира, подвинув с пьедестала законодателей мод




Российские бобслеисты на последних этапах Кубка мира наделали много шума. Приобретя современные бобы, наши спортсмены ворвались в число сильнейших команд мира. Ведь бобслей – технический вид спорта, где лишь часть успеха зависит от человеческого фактора, в большей степени на результат влияет техническое обеспечение команды. Новое руководство Российской федерации бобслея сделало невозможное: добыло для нашей команды суперсовременные машины. Но в современных условиях без дополнительных вложений сегодняшний успех уже через какие-то месяцы может кануть в Лету вместе с воспоминаниями о былых заслугах советских бобслеистов. О специфике современного бобслея специально для "Yтра" рассказал старший тренер сборной России Семен Макаров.

"Yтро": Для начала давайте вспомним, с чего начиналось развитие бобслея в нашей стране.

Семен Макаров: В конце 70-х годов руководство Спорткомитета, поняв, что бобслей – это олимпийский вид спорта, где идет борьба за золотые медали, волевым решением начало формировать сборную. В Латвии нашлись энтузиасты. Роланд Упатниекс, в прошлом спортсмен-саночник, был назначен старшим тренером, впоследствии он 7 лет возглавлял сборную СССР. Благодаря его стараниям были достигнуты самые большие успехи Союза в бобслее. В 80-м уже была сформирована полноценная сборная. И все же тогда еще люди не очень хорошо понимали, что нужно для оптимального функционирования команды. Мировая практика подсказывала, что выбирать будущих бобслеистов лучше всего из легкоатлетов: спринтеров, прыгунов с шестом, многоборцев, бегунов-барьеристов... Стояла задача создать команду, которая была бы конкурентоспособна на международной арене. К примеру, сборная Швейцарии занимается этим видом спорта уже больше 100 лет. Естественно, у них был накоплен колоссальный опыт. Нам же предстояло с ними бороться.

Буквально через четыре года, на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево наш экипаж занял третье место – небывалый успех! Но тогда ситуация несколько отличалась от сегодняшней. В те годы государство ресурсов на спорт не жалело. На одном из заводов Риги был создан специальный цех, куда собрали специалистов, привлекали ученых по аэродинамике, по металлу... И к Олимпийским играм в Калгари была создана машина, по тем временам единственная и уникальная в своем роде. На ней-то мы и выиграли золото в двойках (Янис Кипурс и Владимир Козлов) и бронзу в соревнованиях четверок (Янис Кипурс, Гунтис Осис, Юрис Тоне, Владимир Козлов).

"Y": Как же получилось, что при таких успехах в современной России не осталось наследства в виде бобслейной трассы?

С.М.: Она была построена. Но так как большинство членов сборной были из Латвии, ее построили в Риге. Так что при распаде СССР Россия осталась ни с чем. Только когда в 1998 г. к руководству команды пришли новые люди, начались изменения.

"Y": Начинать пришлось, видимо, опять с нуля?

С.М.: Да, сначала занимали последние места на Кубке мира (из 30 экипажей у нас было 28-е время). Хотя в начинании с чистого листа было, пожалуй, и что-то хорошее.

"Y": А на каких машинах приходилось выступать?

С.М.: Сначала мы машины арендовали, затем покупали. Брали в основном в Германии, у фирмы "Гермина". В то время нам казалось, что это хорошие машины. Но сами сборные Германии на них не выступали. Они используют бобы, которые производятся для них эксклюзивно. Поэтому, какими бы хорошими атлетами мы ни были, без настоящих бобов мы не конкурентоспособны. В прошлом году мы практически всегда выигрывали старт, но к финишу приходили только четвертыми-пятыми. Невозможно на рядовой, туристической машине обгонять гоночную. А бобслей – это, в первую очередь, технический вид спорта.

"Y": Сегодня ситуация изменилась?

С.М.: Недавно с помощью нашего нового спонсора компании "Автолайн" были наконец-то закуплены новые машины. Каждый боб-четверка стоит порядка 40 тыс. евро! И трудности даже не столько в поиске денег, сколько в выходе на нужного производителя. Президенту нашей федерации это удалось. И сразу стал виден результат. Оказалось, что мы не хуже тех, кто считается непревзойденными мастерами бобслея. Сейчас у нас появилась возможность выступать в равных условиях, и результат теперь зависит от того, совершишь ты ошибку или нет.

"Y": Вы говорили, что в начале зарождения советского бобслея команду набирали из уже сформировавшихся атлетов в различных видах спорта. А как она формируется сейчас?

С.М.: Да, наверное, это совершенно непонятный момент. Дело в том, что у нас нет ни детского спорта, ни юношеского. Бобслей – это спорт взрослых людей. По правилам в официальных стартах могут принимать участие спортсмены старше 18 лет. Поэтому пилотов мы стараемся брать из санного спорта – они начинают тренироваться лет с 10. К 18 у них уже есть опыт прохождения трасс, они не боятся скорости и крутых виражей. Ребят мы отбираем сами. У нас сборная – всего 10 человек. И если есть 2 пилота, то нужно еще 6 разгоняющих. Так что наша главная задача – найти эту шестерку лучших в мире спортсменов. Обычно приходим на соревнования легкоатлетов. Ведь тут нужны взрывные ноги, чтобы снаряд весом в 250 кг в доли секунды толкнуть как пушинку. Если кто-то нам понравится, мы приглашаем попробовать. У нас были достаточно известные российские спортсмены: четырехкратный чемпион России спринтер Сергей Бычков, двукратный чемпион мира по арм-реслингу Алексей Воевода.

"Y": Периодически появляется информация, что скоро начнется строительство современной бобслейной трассы. Вот совсем недавно сказали, что таковая вроде бы появится в Москве. Однако разговоры так и остаются разговорами...

С.М.: Трасса – это удовольствие очень дорогое. Это холодильник размером в 2 километра. Бобслей, санный спорт – это, безусловно, прекрасные виды спорта. Но они не массовые. Возможно, в этом и причина того, что у нас никак не появится трасса. Ведь затраты на строительство – а это, думаю, где-то порядка $20 млн – надо как-то окупать, да и саму базу еще потом и содержать надо. Хотя, мне кажется, при правильном подходе и такое сооружение могло бы приносить прибыль. Международная федерация для того, чтобы поддержать эту трассу, наверняка отдала бы нам один из этапов Кубка мира, да и сам чемпионат.

"Y": Ну уж наверняка после успехов этого сезона трасса должна появиться.

С.М.: Наши сегодняшние успехи значительно подогревают интерес к бобслею. И если уж мы, не имея у себя на родине трассы, не делая сами технику, можем даже побеждать, то трудно представить, каковы бы могли быть успехи, будь у нас база. Все-таки в нашу федерацию входит и бобслей, и скелетон, а это немало олимпийских медалей, за которые стоит побороться.

"Y": Если заглянуть в ближайшее будущее – что вы от него ждете?

С.М.: Надеюсь, ближе к Олимпиаде нам удастся купить более современные машины. Потому что наши соперники не будут стоять на месте. Хотя, видимо, к олимпийскому сезону у нас будет то, что есть сейчас. После того как на этапе Кубка мира Зубков показал первый результат, в фирму, которая нам продала машины, тут же позвонили и спросили, почему они их продали русским. Так что можете представить, на каком уровне тут идет конкуренция.

В нашем виде спорта все решают даже не доли секунды, а сантиметры, и чтобы их "добыть", нужна очень современная техника.

Выбор читателей