ГУАМ ускоряет строительство "кордона"

Саммит ГУАМ, проходивший 18 - 19 июня в Баку, отчасти напоминал штабную игру, из числа тех, которые принято проводить для среднего руководящего состава крупных корпораций


ФОТО: АР



Саммит ГУАМ, проходивший 18 - 19 июня в Баку, отчасти напоминал штабную игру, которую принято проводить для среднего руководящего состава крупных корпораций. Лозунг мероприятия - "ГУАМ: объединяя континенты", решаемая задача - развитие проекта "Балийско-Черноморско-Каспийская дуга" и вывод его на новые, теперь уже азиатские рубежи.

Расшифровка используемого метода содержится в полном названии этого союза: "Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ". А план текущих мероприятий - в Бакинской декларации, подписанием которой завершился саммит. Судя по этому документу, главная задача, стоящая перед ГУАМ, сводится к созданию по всему периметру российских границ особого политического пространства, которое, с легкой руки Бжезинского, было названо "санитарным кордоном вокруг России".

Стержнем, вокруг которого формируется это пространство, является евразийский энергокоридор Баку – Тбилиси – Джейхан – Одесса – Броды с перспективой его продления как в восточном (до Туркмении и Казахстана), так и в западном направлении (до Полоцка и Гданьска), что обеспечит транспортировку в Европу среднеазиатских и казахстанских углеводородов в обход России.

С экономической точки зрения, "санитарный кордон" должен стать живущей по правилам ВТО зоной свободной торговли, прошитой транспортными коммуникациями. Пока речь идет о налаживании морского сообщения между Грузией и Украиной по маршруту Поти – Ильичевск и далее до литовского порта Клайпеда. А в дальнейшем планируется развитие этого транспортного коридора на восток до Японии.

По словам президента Украины Виктора Ющенко, "ГУАМ призван стать оплотом мира и стабильности в регионе", что подразумевает мирное разрешение межнациональных проблем, которыми имеют место в трех государствах ГУАМ: карабахская - в Азербайджане, абхазская и южноосетинская - в Грузии, и приднестровская - в Молдавии.

В качестве "морковки", с помощью которой лидеры ГУАМ планируют не только разрешить старые конфликты, но и втянуть в орбиту своих интересов азиатские государства СНГ, используется призыв "всем вместе двинуться в Европу". В переводе на обыденный язык это означает присоединение к игре в "настоящую демократию" тбилисского и киевского розлива в обмен на возможность налаживания торговых отношений с Западом в рамках ВТО с перспективой присоединения к НАТО. Во всяком случае, именно такой вариант предлагается Армении, которая так же, как Абхазия и Южная Осетия, самим своим существованием мешает замкнуть "пространство свободы" в Закавказье и окончательно выдавить Россию из этого региона.

Для обсуждения всех этих планов на саммит ГУАМ в Баку прибыли президенты Литвы, Польши, Румынии, вице-президент Болгарии, вице-спикер Эстонии, министр экономики Латвии, а также высокопоставленные представители США, Японии, ОБСЕ, ОЧЭС и ЮНЕСКО. Отдельно были проведены встречи лидеров стран ГУАМ с представителями США как идеологическими спонсорами проекта "санитарный кордон", с президентом Польши Лехом Качиньским как "старшим партнером" на западном направлении и с делегацией из Японии, являющейся самой восточной точкой Великого шелкового пути.

При этом стоит обратить внимание на тот факт, что бакинский саммит ГУАМ состоялся ровно через неделю после петербургской встречи глав СНГ, в ходе которой представители Грузии, Украины и Азербайджана активно обрабатывали членов делегаций Казахстана и среднеазиатских государств, соблазняя их выгодами присоединения к евразийскому энергокоридору и транспортному маршруту в обход России.

На этом фоне почти зловещим выглядит адресованное России предложение Казахстана прорыть судоходный канал между Каспийским и Черным морями. Ведь в случае успешного развития проекта "санитарный кордон", подразумевающего выдавливание России с территории всего Кавказа, этот маршрут может стать "яблоком раздора" и повторить судьбу других амбициозных проектов - Панамского и Суэцкого каналов, вокруг которых в течение многих лет шла ожесточенная борьба за право контролировать эти жизненно важные и экономически выгодные артерии. То есть получается, что России предлагается участвовать в сооружении судоходного пути, который в дальнейшем теоретически может стать предлогом для интервенции.

Впрочем, ничего непоправимого пока не произошло. Да и азиатские государства СНГ еще не сделали своего окончательного выбора, а попытки искусственного насаждения демократии на постсоветском пространстве не способствуют доверию между их руководством и элитами Запада. Скорее наоборот: все эти тенденции подталкивают среднеазиатских лидеров к сближению с Россией или Китаем. Во всяком случае, сразу после подавления мятежа в Андижане президент Узбекистана Каримов отправился в Пекин, а сегодня оппозиция постреволюционной Киргизии требует проведения референдума о присоединении к России.

Все более накаляющаяся ситуация в Азии вынуждает центрально-азиатские государства искать сильных союзников. Если посмотреть на карту, хорошо видно, что все они находятся в зоне развивающихся конфликтов. Узбекистан граничит с Афганистаном, на территории которого, несмотря на присутствие сил НАТО, все большую силу набирают талибы. Туркмения соседствует не только с Афганистаном, но и с проблемным Ираном. Таджикистан граничит и с Афганистаном, и с северными районами Пакистана, от которых рукой подать до самопровозглашенного талибского государства в Северном Вазиристане. Киргизия отделена от Афганистана территорией Таджикистана, но это слабая защита. Даже находящийся в наиболее выгодном положении Казахстан уже оказался в зоне интересов боевиков. А на западе азиатского континента начался настоящий беспредел, в который помимо Ирака втягиваются Ливан и Палестина.

И если оценивать перспективу вовлечения азиатских государств СНГ в орбиту прозападных интересов ГУАМ в контексте всех этих азиатских сюжетов, проект выстраивания "санитарного кордона" представляется даже отчасти выгодным для России.

Выбор читателей