Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
К этим событиям приурочена возобновленная премьера поставленного ровно двадцать лет назад "Ростовского действа" святого митрополита Димитрия Ростовского, о которой мы расскажем ниже.
Борис Покровский родился 23 января 1912 года в Москве, в семье учителя. Музыке будущий знаменитый оперный режиссер учился у самой Е.Ф.Гнесиной, а затем продолжил образование в Гнесинском училище и в 1937-м окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Начиная с 1943 года работал в Большом Театре, где с 1952 по 1963 и с 1970 по 1982 годы был главным режиссером. В 1972 году им был организован камерный оперный театр, ныне знаменитый на весь мир.
Покровский всю жизнь преподает оперное искусство, пишет о нем книги и, что самое удивительное, несмотря на столь солидный возраст, до сих пор работает в театре.
Подтверждением этому стала очередная премьера в Камерном музыкальном театре его имени, состоявшаяся в последних числах сентября, – "Ростовское действо".
Прелесть камерного театра в том, что в зале, рассчитанном всего на 200 мест, создается атмосфера интимности, так называемый "эффект присутствия". Зритель здесь полностью вовлечен в спектакль, сцена может менять свое расположение в соответствии с замыслом режиссера, дирижер свободно общается не только с музыкантами, но и с артистами, а все актеры в труппе (всего их около пятидесяти) – чуткий ансамбль певцов-солистов. Не случайно в Камерном театре Покровского еще в "застойном" 1979 году была поставлена опера столь нелюбимого советской властью Б.Бриттена, где идея зрительского сотворчества доведена до предела. В поставангардном спектакле "Давайте создадим оперу" в первом акте зрители под руководством дирижера разучивают песенки, а во втором вместе с актерами исполняют их.
Театральные каноны русских пьес XVII века нынешнему зрителю кажутся непривычными. Это были представления только назидательного содержания, со вступительным и заключительным словом, вмещающие как собственно персонажей, так и присущие античным трагедиям аллегорические фигуры, например, чувства, а также обязательные хоры от имени потусторонних сил.
Поскольку за образец были взяты древние трагедии, время в пьесах может двигаться нелинейно, поворачиваться вспять или останавливаться. В сознании современников подобное "действо" было вполне оправданно, поскольку относилось к сюжетам из библейской истории, ведь с театром как таковым церковь всегда враждовала, обвиняя актеров и скоморохов в "лицедействе", то есть искажении в себе образа Божия. Димитрий Ростовский написал пьесу специально для театра, хотя язык "Комедии на Рождество" настолько близок к церковно-славянскому, что зрители могут и не совсем понимать его. Однако этот недостаток целиком нивелируется потрясающей музыкой XVII века, заставляющей усомниться в том, что окно в Европу было столь необходимым, как это казалось Петру и его сподвижникам, к которым относился и ростовский митрополит.
Дело в том, что, благодаря последующей истории развития театра, его предельного усложнения во всех направлениях опера воспринимается уже как мощный авангард. Ее риторические приемы успешно миновали виток отрицания современным театром, а затем, как бы по спирали, вернулись к своему первообразу, к театру как мистическому воссозданию утраченной божественной гармонии, театру как языческому таинству.
В принципе, для православного автора, каким был святой Димитрий, подобный эффект был бы весьма нежелателен, но учитывая время появления оперы, то есть послераскольной петровской борьбы со строгостями древнерусской гражданской и церковной традиции, создание подобного спектакля отвечало запросам нового европейски ориентированного мышления. При этом безусловный талант автора "Комедии на Рождество" ни в коей мере не "осовременил" саму историю рождения Христа и связанных с ним трагических и прекрасных событий.
Художественное оформление спектакля вообще подстать самому изысканному и авангардному опусу какого-нибудь экспериментального театра. Главное – предельная простота выразительных приемов и тотальный символизм, что воспринимается не как приближение к аутентичному театру XVII века, поскольку такой задачи и не ставится, а к современному модернистскому прочтению, столь известному по постановкам пьес, скажем, Шекспира, когда героев переносят в современное время. В "Ростовском действе", наоборот, возникает ощущение, что современное произведение – этакая авангардная опера – представлено в виде народного балагана.
Если первая часть "Действа" имеет балаганный оттенок, то сцены во дворце Ирода уже вполне театральны. Присутствуют полуобнаженные танцовщицы, слуги и воины Ирода, костюмы которых уже значительно красочнее. Хотя по-прежнему сохраняются рамки условностей, деревянные мечи и плетенные из соломы шлемы оставляют зрителя в атмосфере ярмарки. При этом особенно явственно усложняется музыкальный ряд, появляются многоголосные хоры, массовка, акцентируется явная, а не схематичная актерская игра (царь Ирод).
Тут камерная опера еще дальше отступает от канонов петровского театра и приближается к современным постановкам. Во времена Димитрия Ростовского среди актеров не могло быть женщин, все роли исполняли студенты духовных школ и послушники монастырей, а обнаженные тела на сцене не могли возникнуть в принципе. Однако Театру Покровского удалось, оставаясь в рамках современности, показать относительность времени.
С одной стороны, спектакль напоминает эксперимент, нечто вроде попытки сыграть в стиле театра Кабуки, вернуться к истокам, к этнографическим корням. Отсутствие дирижера и музыкального сопровождения (кроме бубна и колокольчиков) в сочетании с мастерством артистов создает эффект проникновения в прошлое. Но с другой стороны (и в этом особенность самой пьесы) – перед нами полноценный оперный спектакль, ни в чем не уступающий постановке Верди или Моцарта.
В этом в огромной мере заключается мастерство постановщиков, поскольку соблюдены все тончайшие нюансы и пропорции в музыке и актерской игре.
Постановка практически лишена декораций и бутафории, что может позволить себе только театр с великолепной труппой. Действие нигде не проваливается, ни на секунду не ослабевает, постоянно обновляется, а какие-то моменты – например, плач матери по убиенным младенцам – вызывают тот самый эффект, ради которого и существует искусство.
Это когда слышно, как бьется сердце.
Должен сказать, что спектакль этот редкий, билеты достать очень трудно, так что если соберетесь на него попасть, постарайтесь узнать о времени его представления заранее. Адрес Камерного музыкального театра Б.Покровского – Никольская, 17. Тем, кому посчастливится попасть в зал, можно только позавидовать, они совершат открытие.
Некоторые в русофобской стране готовы трезво смотреть на ситуацию