Осеннее наступление сериалов

На телевидении наблюдается бум отечественных телесериалов. Пальму первенства по качеству прочно удерживает канал ОРТ

За вас, за нас и за спецназ!
Тост из телесериала "Убойная сила-3"


У телевидения влечение к сериалам. Это очевидно. То годами нет ничего более-менее приличного родного, отечественного, одни латиноамериканские, то как грибы после дождя поперли наши. И это, дорогие граждане, правильно. Мне самому неинтересно наблюдать неправдоподобные страсти всяких Луисов-Альбертов, а точно такие же Васи и Игорьки в аналогичных ситуациях смотрятся с неизменно б ольшим интересом. Это называется эффект отождествления; думаешь: а что, вдруг и вправду так-то оно бывает.

В понедельник стартовали сразу три новых сериала на федеральных кнопках – ОРТ, НТВ и ТВ6. К великому моему сожалению, рабочее время не позволяет мне смотреть то, что начинается в 19:30, поэтому "Дня рождения Буржуя-2" и "Сыщиков" я не видел пока ни одной серии, зато посмотрел частично несколько ночных сериалов на РЕН-ТВ. Тоже отечественных. Ну и ОРТ, конечно.

Впечатления самые разнообразные, некоторыми попробую поделиться.

Во-первых, "Менты", то есть официально "Убойная сила-3". Сценарий опять А.Кивинова, продюсеры снова А.Максимов и К.Эрнст. Это уже марка.

На сей раз друзей из питерского убойного отдела судьба забрасывает в Чечню. Сам сюжетный ход вызывает уважение. Хоть и не очень правдоподобно, но актуально. Герои Хабенского и Федорцова успели побывать даже в Калифорнии, а на родине дальше Ленинградской области не выбирались. Непорядок. Поскольку парочка, благодаря характеру героя Федорцова Васи Рогова, вполне комическая, мотивы их поездки в трехмесячную чеченскую командировку тоже поданы в соответствующем ключе. Один хочет заработать на старый "Жигуль", тогда как другим движет повышенное чувство ответственности. И уже драма вырисовывается.

Все, что предшествует этой поездке, – очередная, порой достаточно беспомощная попытка рассмешить зрителя. Зачем-то понадобилось ставить героя в прямом смысле на голову в рабочем кабинете или пытаться выжать остатки солдафонского юмора в достаточно неправдоподобных, взятых из анекдотов репликах подполковника к новобранцу, типа "что у тебя нос красный, как огурец".

Полным "гоном" на грани фола, по мнению военного эксперта "Yтра", конечно, является эпизод с продажей местными жителями "ментам" автоматов Калашникова. Никогда фактически безоружных милиционеров на три месяца в Чечню не отправят, да и "поставить палку", легко захомутав такого продавца оружия, не преминули бы никакие представители федералов.

Но целиком сатирическая прелюдия, скорее всего, закончится, когда герои попадут в район настоящих боевых действий. И до этого возникает некий национальный колорит, бравые питерские молодцы немедленно демонстрируют свои профессиональные качества, защищая простых чеченских торговцев. Нет смысла пересказывать всеми виденное, тем более что наряду с примитивными ходами и сценами, насколько я в курсе, в этом мини-сериале будут и довольно любопытные находки, связанные со спецификой партизанской войны. В частности, заявленные в первой серии мины-лягушки будут весьма специфическим образом обезврежены на глазах удивленной публики, чему и на самом деле есть прецеденты.

Что мне кажется действительно прорывом именно в связи с ОРТшными "Ментами", так это последовательная мифологизация одной наименее уважаемой в народе профессии. Причем благодаря усилиям продюсеров и авторов сценария делается это ненавязчиво, иронично и добротно. Это вам не лживая совковая бредятина, типа "Рожденной революцией", а вполне профессиональный взгляд, поскольку писатель Андрей Кивинов – бывший начальник убойного отдела, а продюсеры сериала – убежденные государственники и просто умные люди. Так что родной милиции, несмотря на все действительные ее проблемы, которых, конечно немерено, все же повезло с телевидением. А другого выхода у людей, думающих о будущем и понимающих, что у них в руках тяжелая артиллерия – самое мощное из всех существующих масс-медиа, и нету.

Вдохновителями подобного идейного и культурологического подхода были все те же Штаты. Вернее, у них это и вправду получилось. Не имеющие многовековой истории американцы поняли, что тратить миллиарды на борьбу с негативными стереотипами в отношении власти лучше всего вкладываясь в новую мифологию. (Кстати, и советская власть вела ту же политику, создавая свои кино- и прочие мифы, но получалось настолько фальшиво, что никто не верил, сравнивая реальность с ее описанием.) Так в Америке возникли целые жанры, романтизирующие различные профессии, к которым в народе традиционно существовало понятное недоверие или негатив.

Главной мишенью стала полиция, да и вообще спецслужбы, поскольку работа там так или иначе сопряжена с опасностью, риском и противостоянием добра и зла, что и составляет основу любого занимательного или детективного жанра. Смысл создания "правильного" отношения к такого рода профессиям, на мой взгляд, в нормальном обществе, к которому стремится присоединиться Россия, безусловно, есть, и он велик.

Люди должны перестать бояться "ментов" и начать сотрудничать с ними не только посредством "стука", у которого всегда есть обратная и неприятная сторона. Всем должно быть понятно, что простых "оперов" есть за что уважать (в отличие, к сожалению, от их высокого начальства). А поскольку сериал, типа "Убойной силы", сделан далеко не в лоб, акценты расставлены тонко и правильно, он выполняет свою позитивную миссию. Да и у самих милицейских, возможно, появится лишний стимул уважать свою работу и себя в ней. Недооценивать влияния современного неомифологического сознания уже нельзя. Если бы, скажем, столь ненавидимые в народе "новые русские" это осознавали, они бы вкладывали свои бабки не в бронированные "мерины" и бритоголовую охрану, а в создание хороших сериалов об их "нелегком труде", типа "Богатые тоже платят". Хотя материала пока нет, как я понимаю. Убийства и грабежи хоть с трудом, но все же расследуются милицией. А "олигархи" все больше норовят себе урвать, забывая начисто слово "благотворительность", решив, что делиться надо только с ними.

Правда, и жизнь нарождающегося среднего класса со скрипом становится предметом для мифологизации. Поэтому другим довольно популярным проектом того же ОРТ и той же команды продюсеров стал сериал из жизни коллапсирующих в силу кризиса среднего возраста сорокалетних. На волне популярности "Остановки по требованию" саратовский автор А.Слаповский создал его идейное продолжение – "Пятый угол".

Поскольку шел этот сериал тоже в вечерний предновостной прайм, ничего по делу сказать не могу. То, что я видел кусочками, – сильно не понравилось, как и предыдущее. Но зрительский рейтинг, насколько я знаю, позволяет говорить авторам в победных тонах, по крайней мере об "Остановке".

Не знаю, чистое мелодраматическое "мыло" мне совершенно неинтересно, даже на родимом материале. Все крылатая фраза Станиславского вспоминается "не верю". Впрочем, некоторые, как говорил Горбачев, "подвижки" в этом направлении есть и помимо первой кнопки, но пока довольно слабые.

В частности, канал РЕН-ТВ произвел на свет сразу несколько сериалов из жизни относительно богатых русских. Качество их пока довольно низкое, но и мощности у канала не такие, как на федеральных кнопках. Отрадно, что хотя бы стремление есть и оно так или иначе воплощается.

А недавно показанный их сериал "Фаталисты" так просто порадовал. Смешно, неожиданно, и дуэт Абдулов – Розанова неплохо смотрелся. Но, правда, опять про спецслужбы. Не получается пока увлекательно про иные сферы жизни, где не стреляют в голову и не взрывают автомобили.

По другому совершенно пути пошел, как я понимаю, главный конкурент ОРТ, государственный концерн ВГТРК. Там берут не качеством, а, видимо, надеются на один из усвоенных со школы "законов марксистско-ленинской диалектики", насчет перехода одного в другое.

Дневные "школьные" сериалы на РТР, как им и положено, отличаются от "Элен" с ее попсовыми ребятами только степенью идиотизма и неправдоподобности ситуаций, а также строгому следованию советской установки "днем в СССР секса нет". Поскольку ночью на этом канале крутят чисто порнографические фильмы. Я тут намедни своим глазам не поверил, на прошлой неделе был показан "Эммануэль номер такой-то", который даже soft-porno не назвать – все стояло в полный рост и по правде. Пока что непонятна политика канала в целом. Тут или перехватывать палочку у разгромленного старого НТВ с его передачами "про это", либо снимать что-то более адекватное реальности, чем все эти глупые, похожие как Бивис и Батт-хед, школьные истории, где студенты театральных училищ с трудом изображают сюсюкающих подростков.

А этому процессу – я имею в виду создание телесериалов, – надо сказать, государством отданы немалые средства. РТР в грядущем сезоне грозится забросать публику своими сериями, опережая ОРТ в количественном отношении в разы.

Итак, пришло время создавать российский продукт. Дело благодарное, хоть и сложное. Хороших авторов мало, режиссеров приличных просто катастрофически не хватает. Денег порой тоже. Некоторые жанры отсутствуют как класс (те же ситуационные комедии), а молодежная тематика просто в загоне. Однако бум спроса налицо. В ответ на это прогресс количества, благодаря энтузиастам, конечно, есть, хоть и не на всех каналах. Пальму первенства по качеству прочно удерживает ОРТ и, отчасти, НТВ.

В последнее время неожиданно радует, как я уже сказал, РЕН-ТВ. За ними подтянутся, если захотят нормально конкурировать, и другие. Должны подтянуться, поскольку понятно, что телесериалы, особенно мини-сериалы – главная пища телевидения. Снимать их дешевле, чем большое кино, а смысла лишь немногим меньше.

Выбор читателей