Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Магический зуб и причины ДТП
Если отбросить все привходящие соображения, то ясно, что главная цель магии – это завоевание, приобретение, присвоение и подчинение сверхсилы, нечеловеческих помощников для благополучного разрешения конкретных человеческих задач. Например, шаманы всех народов, прежде чем получить свой высокий статус и начать самостоятельную деятельность, должны были заручиться помощью духов. Будущий шаман отправлялся на небо, чтобы побороть будущего помощника, и в залог заключенного договора получал какую-нибудь вещь (камень или звериный зуб), который являлся знаком магической власти над миром духов, что и делало шамана обладателем силы. Действенны ли магические практики прошлого или нет, в данном случае не важно; важно то, что их многотысячелетнее применение заложено глубоко в психике современного человека. Заложено вместе с сильнейшим желанием найти сверхчеловеческую мощь, дабы присовокупить ее к собственным хилым силенкам и воспользоваться ею по назначению.
Белая европейская раса, будучи особо агрессивной и воинственной, стремилась к добыванию предметов силы с особым упорством. Нельзя отрицать, что научно-технический прогресс был зачат и запущен не где-нибудь, а в Европе, на территории белой европейской расы. Сразу оговорюсь, что я весьма далека от того, чтобы, исходя из этого факта, постулировать превосходство белой расы над остальными, тем более что развитие техники, как ныне всем ясно – это палка о двух концах: мы уже имеем дело с его негативными последствиями, и еще неизвестно, что день грядущий нам готовит. Но факт остается фактом. Основную роль, конечно, сыграло то, что в Европе холодно и, следовательно, неурожайно – умные европейские головы должны были крутить винтиками гораздо быстрее, чем не менее умные арабские (индийские, африканские и т.д.). Развитие техники (в первую очередь в области сельского хозяйства, строительства, военного дела) было насущной необходимостью.
Любопытствующих, готовых изучать природу с прагматическими целями, в Европе всегда хватало: начиная с алхимиков и заканчивая физиками-ядерщиками. XIX век, который, благодаря вивисекторам, уже знал, что человек мыслит с помощью мозга, выдвинул абсолютно магическую идею: к мозгу можно подключить разные-всякие механизмы, которые будут выполнять мысленные команды. В научной фантастике появилась фигура ученого с тщедушным тельцем и гигантской головой, набитой гениальными мыслями. И все они – об одном: как сделать так, чтобы тело – бесполезный придаток – обслуживалось автоматически, а голова (мозг) двигал бы горами? Или, иначе говоря: как бы силу мысли превратить в физическую мощь? Идея, между прочим, поныне здравствующая в массовом сознании – голливудские блокбастеры на эту тему все еще пользуются спросом. Одним словом, умная европейская голова подвела под задачу приобретения сверхсилы философско-научный базис и поставила все на технологические рельсы. В результате по Европе прокатилась мощная волна изобретений и открытий: сверхчеловеческие силы (пар, электричество, энергия сгорания нефтепродуктов) стали зримы, доступны, присвоены и покорены: плати денежки и пользуйся!
Таким образом, технический прогресс – это не что иное, как производство "предметов силы", которые позволяют человеку распоряжаться миром. Автомобиль, до которого мы наконец-то добрались, преодолев четыре вступительных абзаца, также появился на свет как один из магических "предметов силы" – и до сих пор существует именно в этом качестве.
Магический предмет силы – это такая штука, которой нужно овладеть (что порой весьма трудно), которая имеет собственный характер и (очень часто) личное имя, которая подчиняется владельцу – единственному, кто знает, как с ней сладить. Как известно, научиться вертеть рулем и нажимать на педали не так уж и сложно, а вот изучить и полностью подчинить себе машину, знать все ее примочки, слабости и преимущества – дело, требующее определенных затрат энергии и времени. Что уж говорить об экстремальном вождении и каскадерстве! Тут можно вспомнить, для сравнения, фигуру Союзника у Кастанеды: прежде чем пользоваться его помощью, его нужно было побороть. Кстати говоря, это не всем удается; многие боятся автомобиля или, точнее, боятся, что им не удастся с ним справиться. И это отнюдь не беспочвенное опасение – магический предмет достается только тому, кто уже накопил достаточный запас личной силы, чтобы им владеть. О том, что каждая машина имеет характер, и порой весьма непокладистый (особенно к старости), тоже знают все автомобилисты: именно поэтому многие предпочитают менять старую тачку на новую раз в два-три года, а то и чаще.
Предмет силы – это личная собственность владельца; шаманы берегли свой магический камень или зуб как зеницу ока; если они теряли его, то могли и умереть. Кроме того, предметом силы мог воспользоваться враг, "перетянув" его на себя. Известно, что очень многие люди терпеть не могут доверять руль своей "ласточки" кому-нибудь другому, и не то чтоб начинающему, но даже и очень опытному водителю. Я не утверждаю, конечно, что водилу, лишившегося "ласточки", постигнет смерть, но подсознание – штука сложная и запутанная и никакой логике, как правило, не поддается.
А ключи! Заядлый автомобилист ни за что не выпустит ключей из рук – даже жене не даст. Он, конечно, объясняет это боязнью кражи (автомобиль – вещь дорогая), но дело не в этом. Обладание ключом подтверждает право человека на его предмет силы, связует их нерасторжимо, дает незаменимое и неповторимое ощущение господства, власти. Не так-то просто уступить свои полномочия другому! Я знаю человека, который не хотел ездить на машине, но жена заставила – купил и поехал. Так он постоянно терял ключи! И не потому, что такой растяпа, и понимал вроде бы, что другой машины ему не осилить (небогатый и в годах уже), – а все-таки терял. Оставлял их на работе, вешал на всевозможные крючки и забывал – все потому, что они не имели для него магической ценности. У него были другие предметы силы; в нашем цивилизованном мире в них нет недостатка.
Лет 50 назад в Германии проводили психологические исследования среди водителей автомашин. На вопрос "почему вы любите ездить в автомобиле?" большинство отвечало примерно так: "автомобиль дает мне ощущение силы, власти, уверенность в себе"; "я отпираю двери, вставляю ключ в зажигание – и сразу чувствую прилив силы, спокойствия"; "за рулем я отдыхаю, я защищен и закрыт от мира, я мчусь по автомагистрали и пою во весь голос – все равно меня никто не слышит"; "я не чувствую одиночества – наоборот, мне легко и хорошо". И, между прочим, чем мощнее автомобиль, тем значительнее ощущение силы, которое он дает; иначе чем объяснить тот факт, что внедорожники приобретаются для того, чтобы ездить по городу? Или вот еще один факт, также не объяснимый с точки зрения логики: почему многие любят заниматься сексом в машине? Однажды я видела такую картину: в автомобиле, подъезжающем к светофору, девица соответствующей внешности делает минет водителю. Средь бела дня, на людной улице. Мало того, что это небезопасно, но еще и, пардон, неудобно! Однако, если автомобиль – предмет силы, то все проясняется: у владеющего им человека прибывает всякой энергии, в том числе и сексуальной. Виагра отдыхает.
Но, как всякая вещь на белом свете, ощущение силы имеет и оборотную сторону: присоединяя к своему изворотливому мозгу многомощное автомобильное тело, человек способен прямо-таки опьянеть от наркотика всемогущества и автодорожного владычества, особенно если тачка крутая попалась. Выражаясь языком протокола, это ведет к ДТП. Вообще-то всякое проявление человеческой глупости имеет необратимые и печальные последствия, а если человек при этом вооружен магическим предметом, результат может быть катастрофическим. Потому что главное во владении автомобилем – это уровень интеллекта, расчет, реакция, то есть именно человеческие качества, а не сам факт обладания. Иначе говоря, это отношения с предметом силы, в которых человек должен выступать не номинальным, а действительным господином.
Но это не означает, что он должен быть деспотом или бездумным пользователем. Шаманы, вызывая духов-помощников, иногда бывали вынуждены их долго уговаривать и уламывать, чтобы те согласились им помочь. Кроме того, они должны были их кормить и всячески ублажать. То же самое делает автомобилист, который моет и переобувает свою "ласточку". Необязательно это делать собственноручно – тут важно чувство глубокого удовлетворения, наступающее от общения с машиной. Это и есть ритуал ублажения предмета силы и служения ему. Ты меня уважаешь – и я тебя уважаю. Вот так.
В этом смысле Правила дорожного движения – это общепринятый ритуал отношений с предметом силы (= автомобилем). Господство над ним (= управление) включает в себя знание сущности и предназначения предмета (= реальная оценка возможностей "ласточки", поддержка хорошего технического состояния), умение с ним обращаться с пользой, а не с вредом для себя (= правильное видение дорожной ситуации и управление ею), понимание места своего предмета силы в мире магических энергий (= уважение чужих интересов на дороге). Один мой знакомый меняет машины как перчатки: раз в полгода он попадает в аварию, и не в какую-нибудь, а чтоб разбиться в хлам. Правил он не соблюдает принципиально, мчит как оголтелый, ныряя в любую дырку. Как жив до сих пор – удивительно! При этом он ненавидит ГИБДД до скрежета зубовного, как личного врага; и если ему случается быть остановленным (что, понятно, бывает часто), он с яростью кидается в схватку, за что был не раз бит. Это – пример некорректных отношений с предметом силы: мой знакомый не уважает ни автомобиль, ни себя самого, и притом еще желает воспользоваться преимуществами автовождения в неблаговидных целях – чтобы продемонстрировать окружающим свое превосходство. А поскольку всякое магическое действие совершается по принципу бумеранга, то его ошибки отбиваются на нем же самом.
Как видно из этого примера, моя теория магической сущности автомобиля не только объясняет все несообразности человеческого отношения к этому чуду техники XX столетия, но и подводит к весьма неожиданному для меня самой выводу: о необходимости соблюдения ПДД. Мне остается только клятвенно заверить читателя, что изобреталась она отнюдь не ради назидательного эффекта, а с целью ответить на детский вопрос. Когда я (не помню уж, по какому случаю) живописала ребенку, как это дорого и трудно – купить машину, научиться водить, получить права и т.д., – закончив тем, что у него тоже будет машина, когда он вырастет, ребенок резонно возразил: "Зачем она мне, если это все так сложно? В детский садик можно и пешком дойти!".
Женщины опасаются действия властей