Ограбление по-голливудски

В этом фильме играют великие актеры, но сюжет исчерпывается двумя русскими пословицами: вор у вора дубинку украл, и другой, несколько неприличной, смысл которой в том, что на любую вещь всегда найдется отмычка

Медвежатник (The Score)
США, 2001
Режиссер: Фрэнк Оз
В ролях: Роберт ДеНиро, Марлон Брандо, Эдвард Нортон


Я люблю фильмы с великими актерами. Если в картине участвует три человека, чьи гонорары составляют обычно бюджеты крупных европейских картин, – ждешь открытия. Когда ожидания оправдываются, удивляться не принято – еще бы, разве эти "киты" будут сниматься в плохом фильме!

Но классные фильмы косяком не ходят, как в яблоневый год – то урожай, то мелочь одна. Это штучный товар. Под конец нынешнего года на шедевры с голливудскими звездами явно не везет. То Сталлоне под старость выглядит настоящим гонщиком (во всех смыслах), то Майкл Дуглас ни слова не скажет в одноименном фильме (то же самое), то великий Спилберг, имея в руках кувалду кубриковского замысла, использует ее как в мультике, в виде надувного молотка. Про Тима Бертона с его фальшивыми обезьянами, когда натуральный шимпанзе в эпизоде – единственный интересный герой фильма, уж вообще промолчу. Короче говоря, сплошной "сладкий ноябрь" на экране последнее время, особенно если снимаются звезды.

"Медвежатник" исключением, к сожалению, не стал. Нет, нельзя сказать, что это провал. Но ведь типичный коктейль из сценариев, модных в годы моей юности. Все видели наш культовый мультфильм "Ограбление по..."? Боюсь, режиссер Фрэнк Оз не удосужился. Поэтому снял пародию на этот старый анимационный шедевр. У него и актеры те же самые. Брандо, правда, поменялся местами с Габеном, а все остальное практически не изменилось.

Основная "фишка" сценария – технологические подробности ограбления сейфа, который якобы вскрыть невозможно. Но, как считает любой матерый "медвежатник", на всякую хитрую охранную систему есть отмычка, обычно с винтом.

В данном случае страдает не банк, не хранилище в Форт Ноксе, а всего лишь опечатанное подземелье монреальской таможни.

Роберт ДеНиро – самый удачливый в мире уголовник. Работает на старого барыгу, плохо вмещающегося в широкоформатный экран Марлона Брандо. Третьим участником хитроумного плана по извлечению из сейфа содержимого стал бывший бойфренд красотки Сальмы Хайек и, как про него говорят, актер с самым высоким IQ в Голиивуде – молодой Эдвард Нортон.

Этому трио предстоит похитить контрабандный скипетр какой-то не существовавшей французской принцессы. В общем, это не важно, главное, что некий антикварный предмет, который прятали в ножке рояля, вещь цены немалой, следует немедленно украсть. Подобная штуковина с морковиной из чистого золота стоит тридцать миллионов. Реликвия средневековая, национальное, мол, достояние Франции. Устоять перед соблазном невозможно. Даже решившему завязать по причине любви к одной прекрасной негритянке, уставшему от неудачных криминальных эскапад владельцу джаз-клуба, то есть ДеНиро. Тем более что в игру вмешивается один очень "борзый" фраер. Известно, что на уголовном языке такая аббревиатура расшифровывается – без определенного рода занятий. Герой Нортона – наглый начинающий ворюга и вполне соответствует такому определению.

Смотреть только на похищение в течение двух часов скучно, поэтому интрига разбавлена комедийными эпизодами.

Если бы не дубляж, возможно, было бы интересно наблюдать за игрой нестареющего ДеНиро, хотя он в последние годы не балует находками и из привычного имиджа не вылезает. Ясно, что он №1 в табели о рангах. Но уж больно продуктивен, что явно обесценивает его вклад в кино последних лет. Хуже какого-то своего уровня он работать не может, голливудский павильон – его привычная среда обитания, съемки, наверное, род наркотика, а интересен ли сценарий, похоже, уже не важно. Гонорар, естественно, огромный. В экранные подруги режиссеры уже подбирают ему темнокожих красавиц, к коим великий "Боб" питает слабость, как известно, и в жизни. Все остальное – дело техники.

Что касается дряхлеющего Брандо – ему, видимо, просто скучно без камеры. Грим на нем виден без очков, волосы наклеены, глаза почти пропали в жировых складках, страшная отдышка, того и гляди апоплексический удар хватит. Хотя играть, собственно, уже ничего не надо. Как Людмила Зыкина в старом анекдоте – ты не пой, ты ходи, ходи...

Поэтому основная нагрузка пришлась на Эдварда Нортона, в последний раз по-настоящему блеснувшего в "Бойцовском клубе". Зритель любит этого актера с лицом гарвардского студента-яппи, изображающего, тем не менее, крутого парня. И тут из успешно найденного амплуа "трансформера" режиссер его не выпустил. Чтобы сгустить впечатление, в "Медвежатнике" ему приходится изображать больного церебральным параличом. Таким образом его герой входит в доверие к полиции, и его с легкостью принимают мусорщиком в управление таможни. Почему-то весь фильм Нортон расхаживает по городу в своей здоровой ипостаси, не боясь опознания. Только на службе он принимает обличье инвалида, втираясь в доверие к охране. Таких "не важных" проколов в сценарии полно, и поэтому говорить о фильме всерьез как-то трудно. Думаю, авторы прекрасно понимали условность фабулы и сознательно не придавали значения возможным упрекам. Развлекать так развлекать, это ж не пособие для взломщиков.

И такую, целиком придуманную технику кражи, наблюдать интересно. Сложные съемки, безусловно интригующие подробности проникновения в тайные подвалы, затем вскрытие суперзащищенного агрегата – пока смотришь все это, не скучно. Да, было сто раз, и в той же "Схватке" (The Heat) ДеНиро играл аналогичную роль, но детектив на то и существует, чтобы каждый раз дарить новый способ совершения или раскрытия преступления. Конечно, всегда хочется посмотреть, как развился технический прогресс, как нынче взламывают сейфы. Пускай сразу ясно – и вскроют, и коды доступа в хранилище получат, и сигнализацию отключат, и полицейских обманут, и охрана приедет ровно через секунду после того, как герой захлопнет за собой дверь машины... Но пока сидишь в темном зале – любопытно.

Все, что делает "Межвежатник" зрелищем, вполне адекватным потраченному времени и цене за билет, – масса технических подробностей и вставные комические эпизоды. С чувством юмора у авторов все в порядке, так что смотреть почти весело, не смотря на некоторую усталость, что ли, актеров.

Может быть, это даже хорошее кино. Одна претензия – уж очень вторичное. Я могу с ходу десяток аналогичных фильмов припомнить, и в каждом будет изрядная доля "Медвежатника". Или придумать в этом узком жанре что-то новенькое чрезвычайно сложно? Мне кажется, все зависит от режиссера. Ридли Скотт или Скорцезе, возможно, привнесли бы толику авторского стиля. Крепкий середняк Фрэнк Оз поставил на звездный состав, который "вытянул" лишь наполовину. Я думаю, что от замены грандов на любых актеров второго плана фильм бы качественно не изменился.

Понятно, что и заманить тогда публику в кинотеатры было бы не так легко. Однако и провалом, и даже плохим фильмом "Медвежатник" я бы не назвал. Так, твердые три с плюсом по школьной шкале. Не так уж плохо для почти безнадежной истории, где все предсказуемо. Ну, и на великих артистов, пока вполне способных поддерживать свое реноме, смотреть приятно. Сходите, если ничего более интересного в афише не найдется. А сейчас это дело непростое, шедевров на всех нас не напасешься...


Фильм можно увидеть с 13 декабря в кинотеатрах "Каро Фильм", "Алмаз", "Варшава", "Пушкинский", "Ролан", "Ударник".

Выбор читателей