Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Планета Ка-Пэкс (К-PAX), США, 2001
Режиссер: Иэн Софтли
В ролях: Кевин Спейси, Джеф Бриджес
Вряд ли найдется много людей, не смотревших "Полет над гнездом кукушки". Этот фильм с появлением в СССР видео открыл нам Джека Николсона. Хотя я, пусть и с трудом, могу предположить, что спустя почти тридцать лет никто уже не помнит классику. Но непонятно, чем хотели завлечь свою собственную публику заокеанские авторы "К-Рах", создавая фильм там, где формановский шедевр давно стал культовым, завоевал кучу "Оскаров" и вошел в историю. Ну хорошо, есть еще один удачный более поздний аналог, в комедийном жанре, но на ту же тему – "Дон Жуан де Марко" с Брандо и Джони Деппом.
Фильм начинается как фантастический триллер, но заканчивается банальным детективом, по сравнению с эталонным аналогом вообще пустым, как соска младенца. Даже не забавной пародией, а серьезным психологическим исследованием взаимоотношений "репрессивного общества" и "свободной личности". Однако, поскольку из "Ка-Пэкса" изначально исключена интрига правдоподобности, он производит странное впечатление. Такое ощущение, что в какой-то момент авторы одумались и попытались заставить публику усомниться в фантастическом повороте событий, приблизить действие к реальности, но при ближайшем рассмотрении все-таки сомнений в том, что герой Кевина Спейси (в отличие от Николсона или Деппа) – чистой воды инопланетянин, к сожалению, не остается.
В один прекрасный день на нашу землю с планеты в созвездии Лиры, находящейся, естественно, в ста тысячах световых лет, прилетает странный мужик в очках по имени Прот (Кевин Спейси). Когда он прибывает в Нью-Йорк, полицейские, по причине его внешней невменяемости, отправляют его в психиатрическую клинику на Манхэттене, куда он сам, кстати, и стремится попасть.
В общении с главврачом-психиатром, которого играет другая звезда американского кино – Джеф Бриджес, выясняется, что наш инопланетянин умеет летать со сверхсветовой скоростью и уже почти пять лет изучает старушку Землю. Из чистого любопытства.
По словам пришельца, ради фруктов, которые он пожирает вместе с кожурой (замечательный эпизод заглатывания мистером Спейси неочищенного банана, по словам актера, стоил ему нескольких дней непрекращающейся изжоги), и еще ради эмоций, которые вызывают у землян сексуальные взаимоотношения, стоит пролететь и не такое расстояние. Поскольку на родине Прота процесс, скажем, соития напоминает промывание желудка отравившемуся падалью крокодилу. Хотя в остальном капэксяне живут в совершенном коммунизме и даже лучше. Ну так уж устроены физиологически.
Доктора начинают терзать смутные сомнения. Мало того, что пришелец открывает невзначай друзьям доктора – секретным специалистам из НАСА – некие недоступные уму сведения о космосе, все пациенты клиники подвергаются массовому психозу, галлюцинациям и теперь хотят улететь в созвездие Лиры.
Все бы ничего, если бы сюжет остался в рамках фантастической истории. Но внезапно начинается всяческая несуразность, видимо инспирированная лаврами предшествующих картин на тему. Все не просто. Раз такой мужик прилетел, надо ему придумать миссию по спасению хотя бы малой, но, как мы знаем, весьма ценной части человечества - пациентов психушки.
Именно психам могучий инопланетянин приносит радость избавления от душевных мук. Делает он это вполне в духе "Кукушкиного гнезда", пробуждая их естественные реакции чисто человеческим добрым словом. До использования которого почему-то не догадываются профессиональные психологи, в остальном весьма проницательные.
Кстати, в моем личном рейтинге фильмы о пациентах психбольниц всегда находились на самых последних местах, поскольку совершенно понятно, что любому хорошо умеющему кривляться актеру (а иначе что это за артист?) сыграть невменяемого дебила куда проще, чем, скажем, обаятельного злодея. То же самое в отношении пьяных. Недаром в формановском оскароносце "медсестра" взяла статуэтку за лучшую женскую роль, да и Николсон, в общем, был большую часть времени "нормальным".
Тут же Кевин Спейси, этот первоклассный актер, из роли прибабахнутого почти не выходит. Вся серьезность и мыслимая политкорректность ложится на плечи Джефа Бриджеса, играющего в данном случае этакого антипода своего замечательного Кореша из "Большого Лебовски".
Так что зритель пускай гадает – может, это обычный малый с фермы, у которого бандиты отняли семью и в результате чего он так конкретно двинулся, а может, перед нами жертва переселения душ и "близкого контакта третьего рода".
В общем, тут подпущено немного "Дон Жуана де Марко", чтобы совсем не зацикливаться на сюжете "Гнезда".
До половины двухчасовой ленты, пока зритель не догадается, в чем истинный пафос, смотреть любопытно. Фантастика все-таки. Два знаменитых актера, обычный голливудский размах, все честь по чести, красивый планетарий в кадре, компьютеры, игра света и тени, даже атрибуты комедии. А потом…
Гуманистический апофеоз картины в финале вызывает чувство жестокого похмелья.
Ах вот оно что! Оказывается, мы должны опять в сотый раз послушать американскую проповедь о добре и зле. Об истинных ценностях и качествах, которыми обычно обладают хорошие парни, особенно в семейных отношениях, и их извечной борьбе с плохими парнями, которые будут средоточием всяких бед, если не осознают.
Процесс "осознания" подобен полету в космос и излечивает от всех проблем. Пациентов дурдома после встречи с Хорошим Парнем можно выписывать. Доктора, который хоть и не нуждается в изоляции, но тоже имеет свой скелет в шкафу, ждет катарсис, возвращение блудного сына и прочие земные радости. Кроме всего прочего, гипноз и медицина доказывают свою состоятельность буквально на наших глазах, и репрессивные методы лечения шизофреников теперь уже пасуют перед психотерапевтическими.
Одного все же не понимаю. Зачем нужны были все эти навороты про планету "К-РАХ"?
Фильм можно увидеть в кинотеатре "Ролан", а с 10 января – в "Байконуре", "Америка-Синема", "Орбите" и "Каро фильм".
Некоторые в русофобской стране готовы трезво смотреть на ситуацию