Учиться, учиться и учиться...

Осенью 2001 года правительство одобрило концепцию модернизации образования на период до 2010 года, которая затем была утверждена премьер-министром. Некоторые подробности о реформировании отечественного образования

На недавней встрече с журналистами министр образования России поведал о тех новшествах, которые ожидают всех тех, кто решил учиться, учиться и еще раз учиться...

Дошкольное образование

Будут разработаны стандарты – минимальный перечень тех знаний, которые обязаны давать дошкольные образовательные учреждения своим воспитанникам. Стандарты крайне необходимы: сегодня у родителей возникают вопросы, что ребенку нужно в первую очередь; с мам и пап пытаются брать деньги за какие-то дополнительные образовательные услуги. Более того, встречаются объявления: "Готовим для поступления в 1-й класс", т.е. уже появилось репетиторство на уровне дошкольной подготовки! Поэтому определить содержание образования на дошкольном уровне – очень важная вещь. Но не менее важно и другое – экономика образования. Сейчас за детский сад родители платят 20% от стоимости обучения независимо от благосостояния семьи. Эта система несправедлива. Планируется разделить содержание ребенка в детсаду в зависимости от доходов семьи: кто-то платить не будет вообще, а кто-то – 40-50% от общей стоимости.

Школьное образование

Совершенно точно в ближайшие 5-6 лет в России 12-летки не будет. Наша страна – единственная в Европе, которая не перешла на 12-летку, потому что к ней не готова: у нас не разработано новое содержание образования. Владимир Филиппов: "Я официально заявляю: пока ни одна западная страна не признает российского аттестата. Более того, приезжая после школы учиться за рубеж, наш ученик должен год или два потратить на довузовскую подготовку. Оценки, которые дети получают в российской школе, не являются на Западе показателем. Потому что это во многом оценки учителей самим себе, а не оценка государства знаний человека".

Каким будет 12-летнее обучение? Начало учебы – с 6 лет. Со 2-го класса вводится изучение иностранных языков и информатики. Планируется расширение программ за счет таких предметов как граждановедение, основы права, экономика, подготовка к жизни в семье и обществе. Усиливается внимание к здоровью, к образу жизни детей. Срок обучения – 12 лет; соответственно, до 18 лет человек находится в школе. Правда, это касается не всех. Обязательным станет 10-летнее школьное образование (как ныне действующее 9-летнее). В будущем после 10-го класса ребенок должен сам определиться, куда ему идти: в 11-й класс или в техникум.

Примерно 50% ребят выберут систему начального или среднего профтехобразования, а остальные 50% продолжат обучение в старшей профильной школе. Она станет готовить выпускников к поступлению в технические и гуманитарные вузы, причем подготовка будет бесплатной.

Уже в 2002 году повсеместно вводится новая система выбора заданий для выпускных сочинений. Планируется использовать принцип лототрона: в каждый регион из Министерства образования направят около 300 тем сочинений. В день экзамена губернатор региона своей рукой вытянет темы, которые будут предложены 11-классникам его области. Момент выбора превратится в маленькое шоу: 3 июня по всей стране школы в прямом эфире будут наблюдать, как их губернаторы вытягивают "счастливый билет". В те школы, где нет радио и телевизора, конверт с темами пришлет министерство – они будут выбраны из того же самого списка. Кстати, список тем не является секретом. Он заранее (в апреле) появится на страницах "Учительской газеты" и на сайте Министерства образования.

Профтехобразование

Когда-то в нашей стране решили, что в ПТУ ребенок потянет освоение рабочей профессии да еще получит среднее образование. Но это обман и общества, и самих ребят. Поэтому образовательный аспект в ПТУ и техникумах должен быть таким: упор на подготовку именно высококвалифицированных рабочих, что означает увеличение времени на профессиональную подготовку. А для тех учащихся, кто хочет и может освоить одновременно и профессию, и программу 11-12 классов (таких в ПТУ не более 10%), создаются дополнительные возможности. Соответственно возрастает роль вечерней школы.

В профтехобразовании также предстоит выработать механизмы стимулирования работодателей, оказывающих поддержку в подготовке рабочих кадров. Сегодня выпускников ПТУ и техникумов порой даже на завод на практику не принимают. К тому же училища должны еще платить этим заводам деньги, чтобы учащиеся могли практиковаться. В России сейчас 3900 ПТУ. Раз в пять лет, как положено, обновлять материально-техническую базу училищ государство не в состоянии. Поэтому нужно установить (или восстановить прежние) связи между ПТУ и базовыми предприятиями.

Высшее образование

Разрабатывается новая, единая система вступительных испытаний в вузы взамен ныне существующей системы отдельных выпускных экзаменов в школе и отдельных вступительных.

Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет выглядеть следующим образом. Пять выпускных экзаменов в школе, из них два – обязательные (русский язык, литература и математика письменно). Три остальных экзамена – по выбору в зависимости от профиля вуза, в который собирается поступать выпускник. Каждый экзамен оценивается по 100-балльной системе. Причем сдавать экзамены ребята будут не в школьных стенах. Например: выпускники из десяти школ собрались в Доме культуры, написали тесты по химии, сдали работы экспертной комиссии. Она проверила, поставила оценки, огласила результаты. И сразу видно, как и где работали учителя – это уже объективная оценка и школы, и труда ученика. После сдачи ЕГЭ ребенок, никуда не выезжая из дома, посылает свои документы в 10-20 вузов. Лучшие вузы выбирают лучших учеников, средние – средненьких. Ежегодно в эксперимент по введению ЕГЭ будет добавляться по пять российских регионов. Владимир Филиппов: "По итогам эксперимента с ЕГЭ в прошлом году в Чувашии 16 человек поступили в Высшую школу экономики – элитарное высшее учебное заведение, стоимость обучения в котором 4-5 тысяч долларов в год. Причем здесь принимают еще не всех, кто способен заплатить... Девочка из далекого села в Якутии послала документы в 12 престижных вузов, и 9 из них ее зачислили в студенты. Она выбрала тот вуз, который ей больше нравился. Эти сенсационные примеры скоро станут обычным массовым явлением".

Предстоит ужесточить требования к реализации высшего образования. В первую очередь из-за распространения плохого качества обучения в негосударственных вузах и платного образования в филиалах государственных вузов, где нет соответствующей технической и научной базы. Число последних в ближайшие годы сократится.

Разрабатывается система планирования подготовки кадров. Сегодня примерно половина выпускников педвузов и 70% сельхозвузов не идут работать по специальности, а на эти вузы тратятся громадные бюджетные деньги. Такая ситуация в России недопустима. Поэтому между вузами будет распределено государственное задание на подготовку специалистов. Вводится кредитная система оплаты высшего образования. Ее суть: поступаешь в вуз и заключаешь договор, по которому за каждый год обучения записывается 1000 долларов. Если по окончании вуза идешь работать по специальности – долг автоматически снимается, если нет – возвращай государству деньги. Одновременно вводится система государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Все последние годы вузы сами назначали сумму за обучение. И было не важно, как ребенок учился в школе, – всё определяло материальное положение семьи. Система ГИФО предусматривает примерно следующее (все цифры пока условные): набрал на ЕГЭ свыше 70% баллов – поступаешь бесплатно. Не добрал 10 баллов – платишь 100 долларов, 20 баллов – 200 долларов и так далее. Эта система более справедлива и включает социальный механизм. Если 10 баллов недобрала дочка министра – пусть платит, а если сын бедной учительницы – его можно и освободить от оплаты. По ГИФО эксперимент должен продлиться 2 года.

Вкратце это все основные новшества, которые ждут отечественное образование в ближайшем будущем.

Выбор читателей