Не думаю, что остались такие зрители, кому не было бы интересно посмотреть, как уже эти американцы экранизировали наконец Толкиена. Весь мир с нетерпением ждал этой премьеры, и мы – не исключение
Властелин колец, часть первая "Братство кольца"
Lord of the Rings: The The Fellowship of the Ring, США, 2001
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Элайджа Вуд, Шон Бин, Лив Тайлер, Йан Хольм, Кристофер Ли
Любовь – кольцо, а у кольца
Начала нет и нет конца
Из песни
Все люди делятся на две категории: те, кто круто врубился в Дж.Р.Р.Толкиена, и все остальные. Я, к сожалению, в силу возраста отношусь ко второй категории, а с мнением Yтреннего специалиста по научному толкинизму (нашего системного разработчика) мы познакомим читателей уже после премьеры, которая ожидается 7 февраля. Говорят, все билеты раскуплены, чему искренне верю.
В силу общей безграмотности в вопросах о том, чем конкретно орки отличаются от всем известных африканских зомби, или что в действительности собой представляет пещера Барад-Дур, а также какая принципиальная разница между острыми ушами хоббитов и эльфов (про мохнатые ноги первых все наслышаны), я смотрел это кино как обычный, так сказать, беспонтовый зритель. Поэтому могу оценить фильм Питера Джексона всего лишь как зрелище, не беря в голову количество фактических ошибок и несоответствий оригинальному роману. Кстати, "толкинутые" умельцы уже насчитали их достаточно, хотя и не так много, как было, скажем, в оскароносном "Гладиаторе" (там – что-то около двух сотен, тут – пока сорок). Например, из смешных: особо бдительные зрители заметили, что когда Галадриэль показывает Фродо волшебное зеркало, в котором он видит Саурона, камера наезжает на лицо Фродо, а из его правого глаза выпала контактная линза. В одном кадре якобы на заднем плане едет автомобиль, что, в общем, несущественно – в волшебном мире чего не бывает.
Мировая премьера первой серии экранизации трилогии состоялась средине декабря, и с тех пор фильм удерживает пальму первенства по кассовым сборам. На сегодня 109-миллионный бюджет по бокс-офису перекрыт уже вдвое, хотя и отстает по этому показателю от главного конкурента – "Гарри Поттера".
На что были потрачены эти деньги? Не вопрос. Количество планов со спецэффектами в "Братстве кольца" составляет "всего-навсего" 480. То есть это практически все кадры трехчасового фильма. "Не думаю, что осталась хоть одна технология, которую мы не охватили, – заявила продюсер фильма по технологии Эллен Сомерс. – Обычно для фильма разрабатываются 4-5 видов спецэффектов. А для одного "Братства кольца" было разработано целых 27".
Внимательный зритель легко увидит, что значительная часть фильма разворачивается в компьютерных декорациях. Например, большинство сцен в Мории и эпизоды в Мордоре созданы на компьютере. Актеры снимались на фоне синего экрана, а затем помещались в цифровую картинку. Поскольку все хоббиты – недомерки, то есть имеют рост меньше реального человеческого, их приходилось уменьшать на компьютере и впечатывать в каждый кадр. Кроме того, в нескольких кадрах действуют цифровые двойники главных героев. Три эпизодических персонажа первой серии – Страж ворот, Барлог и пещерный тролль в Мории – были созданы полностью на компьютере, а во второй и третьей серии цифровым будет и один из главных героев – Горлум, показанный в первом фильме лишь в паре эпизодов. Мне показалось, что его слепили из лемура-лори и персонажа спилберговоского E.T-инопланетянина.
Натурные съемки всех трех серий были завершены еще в декабре 2000 года. (Город Матамата в Новой Зеландии, где снимался фильм, на время проката переименовали в Хоббитон.) Однако первая серия была готова лишь спустя год, в конце 2001-го. Между тем с прошлого октября огромная корпоративная съемочная бригада во главе с New Line Cinema уже работает над следующими частями трилогии. Они выйдут на экраны в 2002 и 2003 году в исполнении все того же режиссера Джексона.
Такова техническая часть этого блокба$тера. Перейдем к личным впечатлениям.
Мне фильм показался чрезвычайно затянутым и в некоторых местах очень скучным. Нет, для продвинутых фанатов, наверное, именно такими подробными должны быть экранизации их любимых произведений. Однако всунуть все мыслимые эпизоды из романа в киноверсию все равно не получилось. Зритель наслаждается в основном самой "киногеничной" стороной толкиеновского текста, то есть всевозможными драками и погонями.
Своеобразной философии и тонкой лингвистической игре, а также этнографическому и мифологическому контексту, ради которых, собственно, профессор филологии Толкиен и придумал Средиземье, хоббитов и сложный эльфийский язык, в экранной версии уделено самое незначительное место. Этим от века грешат все экранизации. Но данная, на мой взгляд, особенно. Это чистейший Tolkien light. То есть рассчитано на то, что все читали культовую книжку, а кто не читал – тупые идиоты. Но, знаете, после такой экранизации кинуться в магазин уж точно не хочется.
А пока создатели кино решили: главное – фактура. Поскольку режиссер Джексон славен именно как кинопортретист (он снял известных "Страшил" с Майклом Дж.Фоксом), в этом явном венце своей карьеры, да еще с продолжением, он уж постарался на славу. Орки в исполнении солдат новозеландской армии – прям как настоящие. Оченно злые, противные и клыкастые, как им и положено. Все актеры-герои тщательно подобраны в соответствии с амплуа. Фродо играет молодой красавчик Элайджа Вуд, главный герой родригесовского "Факультета" (за что были нарекания "толкинутых" – дескать, слишком симпатичный чувак для хоббита). Злобного мага Сарумана Белого исполнил самый известный Дракула Голливуда – Кристофер Ли. Его антагониста Гэндальфа Серого сыграл британский актер шекспировского репертуара Йан МакКеллен. Другой Йан – Хольм (помните его смешного монаха в "Пятом элементе?") – играет трогательного скупердяя Бильбо Бэггинса.
Две типажные красотки – Лив Тайлер (эльфийская принцесса Арвен Ундимиель) и Кэйт Бланшетт (королева Галандриэль) – удачно сопоставлены с супермэном Вигго Мортенсеном (Арагорн) и типично ирландским террористом с двуручным мечом в исполнении Шона Бина (Боромир). Гномы, эльфы, орки (будь они неладны), злодеи-назгулы и прочий сказочный люд в картине выписан с тщательностью, достойной культового детского кино.
В этой кинематографической сложности кадра и огромном числе подробностей, собственно, вся фишка "Властелина". Но для тех, кто не тащится от мифологии британского профессора, все становится ясно уже после часа просмотра. А тут их целых три! И, к сожалению, ничего нового (тем паче – выдающегося), по сравнению с аналогичными сказками голливудских мэйджеров с супербюджетом, я не увидел. Скажем, Тим Бертон снимает подобное кино в сто раз более стильно (хотя сравнения тут неуместны, все ж классик жанра уже). Ту же "Сонную лощину" смотреть с точки зрения работы художника и оператора куда приятнее. А точек пересечения у этих фильмов достаточно – кони, всадники, мечи, отрубленные головы...
Вывод простой. Если у вас в семье есть "толкинутый" подросток, если вы сами гоняетесь с деревянными мечами по Нескучным садам и весям или если вашему ребенку еще не продают спиртное и сигареты в ларьках, бросайте всё – и в кинотеатр. То же самое относится к непредвзятым любителям погружаться в атмосферу чистого жанра – детского триллера с положенными рубками на всевозможных видах колюще-режущего оружия. Когда всех плохих точно убьют, а все хорошие будут гарцевать в финале на лошади под бравурную музыку.
Более-менее скучным дядькам и теткам, впрочем, с почтением относящимся к писателю, первая часть трилогии "Властелин колец" дает стойкое понимание того, что последующие серии если и стоит смотреть, так только по какой необходимости. Я хоть и не монтажер, но считаю, что 178 минут зрелища – жестокий перебор.
Хотя... На фоне большого количества действительно отстойной кинопродукции с высоким бюджетом драки народов Средиземья выглядят куда как весомее.
Фильм будет идти с 7 февраля в кинотеатрах: "Пушкинский", "Америка-синема", "Пять звезд", "Варшава", "Ролан", "Орбита", "Победа", "Каро-фильм", "Первомайский", "Кодак-Киномир".