Секс – штука опасная

Хорошее название – половина дела. Может, разок голая грудь и мелькнет в кадре, но лишь для того, чтобы дать понять зрителям: секс без любви – это такая гадость... Да и мрут от него

Займемся любовью
Россия, 2001
Режиссер: Денис Евстигнеев
В ролях: Кирилл Малов, Андрей Новиков, Евгений Цыганов, Ева Коломиец


Как справедливо заметила моя коллега: "Российское кино – это мой крест". Но поскольку она новый фильм Дениса Евстигнеева не смотрела, эта нелегкая участь выпала вашему обозревателю. Я просто не смог пройти мимо столь завораживающего названия – "Займемся любовью".

Но что-то подсказывало: не про то это. Так и вышло: никакого такого секса в фильме этом даже не валялось.

Знаете, мои маленькие друзья, протирающие глазами экраны мониторов, как расстраивает порнографический баннер, на который кликнешь, а попадаешь, к примеру, на форум, обсуждающий проблемы воспитания подростков. Вот так и это кино сына двух замечательных деятелей культуры, на котором, к сожалению, природа слегка отдохнула. И чего неймется уже далеко не молодому человеку, который всё лезет со своим, впрочем, внешне сильно напоминающим о заслугах мамы и папы, извините, рылом в кинематографический ряд? Плохо, что ли, без него загибается новое русское кино? Что, после омерзительной во всех смыслах истории про семью Овечкиных ("Мама") показалось мало? Тот фильм, несмотря на поддержку ОРТ (продюсером был сам К.Эрнст), благополучно провалился, несмотря на кучу "звезд" прошлого и настоящего – от Мордюковой до Машкова. Из всего, что до сих пор удалось режиссеру Евстигнееву, нам запомнились на сегодняшний день лишь ролики социальной рекламы, там, где все та же мама-Мордюкова рельсы кладет, или, скажем, папа-Михалков из космоса девок разглядывает.

Но, видимо, творческий потенциал в этих мини-скетчах был недостаточно израсходован, и младший Евстигнеев решился на проект в жанре, который сейчас страшно популярен на Западе и совершенно забыт в нашем большом кино, так как отдан на откуп телевидению в виде мыльных сериалов.

Речь идет о молодежном кино, вернее, о фривольных историях из жизни тинэйджеров и студентов. Что ж, тема модная, название завлекательное, а там – трава не расти.

После "Мамы", этой незамутненной мыслью "человеческой трагедии", перед нами, естественно, человеческая же комедия. То есть не то чтобы совсем смешная история, раз в ней центральный эпизод – смерть героини, однако кино это наполнено "гэгами" по самые, как говорится, дубы-колдуны.

Главный лейтмотив фильма, который вряд ли осознают авторы, – любой секс ведет к смерти, он опасен, от него люди страдают, болеют и мрут, как мухи. В принципе, об этом сто лет назад уже все сказано Фрейдом и его последователями, но поскольку у нас в стране психоанализ был запрещен, российские кинематографисты переоткрывают заново то, что в мировой культуре уже трижды переварено и успешно выделено... Для чего наши ребята придумывают абсолютно неправдоподобные истории "про это" и рассказывают их с экрана? А спрос – спрос-то ломовой в стране, где 15 лет назад еще "не было секса"!

Итак, мальчик-колокольчик по имени Тюлень (19-летний студент "Щуки" Кирилл Малов, родом из Архангельска) никак не может расстаться с надоевшей до спермотоксикоза девственностью. В институтском общежитии все трахаются, как морские котики (аллюзия с именем главного героя вполне прозрачна), и друзья постоянно обмениваются партнершами. Одному Тюленю страшно и не вполне мотивированно (он симпатичный парень) не везет – у него психологическая импотенция, страх перед первой неудачей. Ну, бывает...

Короче говоря, полчаса в фильме обстебывается ситуация в духе сто раз виденных голливудских комедий, от "Ох уж эта наука" до "Американского пирога 1-2", когда в клозете или ванной уже с девчушки сняты трусы – а у "бойфренда" висит на полшестого... Самый естественный совет дружбанов в любой точке шарика в таком случае – снять проститутку. Но "у русских собственная гордость": не хватает "бабла". От этого часто помогает разгрузка вагонов, но и то лишь на самую дешевую шлюху.

Столь многообещающая комедийная ситуация "доится" изо всех сил. "Денег нет – только минет" – главная шутка этого фильма, уж извините.

В общем, всё идет хорошо, в таком же русле, пока в сюжет не вплетается история с некоей общей подружкой из общаги Лизой (непрофессиональная актриса Ева Коломиец, 19 лет, которую режиссер увидел в передаче MTV "12 злобных зрителей"). Она в отместку за быстрый секс с сокурсником Точилом (полупрофессиональный актер Андрей Новиков, 22 года) стремительно выходит замуж – отгадайте за кого? Правильно, за нового русского.

Ну, вся эта пурга приводит к совершенно никого не пугающему, хотя в действительности трагическому финалу: девочку на свадьбе умыкает бывший – как это у них называется, когда по согласию некоторое время подростки занимаются этой самой любовью, "друг", что ли? В общем, за это "братки" мочат обоих, правда, Точилу не до смерти.

И параллельно всей этой байде наш Тюлень обретает долгожданное сексуальное счастье со случайной подружкой. Вся пенка в том, что на сей раз ему попадается умная партнерша – студентка мединститута. Они знаете какие в этих вопросах продвинутые... Сцена знакомства, да и весь фильм, особливо в части подбора актеров, до неприличия напоминает "Ромео и Джульетту" с ДиКаприо. Героиня, в которую наконец влюбляется наш Тюлень, – просто копия Клер Дэйнс из лурмановского футуристического Шекспира. В общем, не чужды авторы "Займемся любовью" цитатничества и в кинотеатры, видать, ходят часто. Профессионалы.

По мне, самая веселая фраза этого фильма, в общем-то вполне точно отражающего незамысловатую его философию, которую режиссер, видимо, приписывает современному молодежному менталитету, такая: на первом свидании герой объясняет избраннице свои намерения до гениальности просто: "Однажды каждый человек становится или мужчиной, или женщиной". Глубоко копает, как говорили герои Ильфа и Петрова...

Вот и я говорю – правильно расставленные акценты завсегда лучше всяких там художественных поисков и вывертов. Думает молодежь с утра до вечера о сексе? Да, думает, чего уж там. Так и снимаем всё по-честному и с огоньком. В манере такого гиперреализма, с шутками и прибаутками. Да, что еще понравилось мне в этом кино – сленг. Никакой тебе адаптации к ушам так называемого "семейного зрителя". Ну, мат, конечно, по большей части купирован, только мелькает народный артикль "бля", зато все анатомические термины из детского туалетного жаргона – на здоровье. Правильно, в Америке именно кино стало тем паровозом, на котором мат въехал в их нормативную лексику.

В общем, напоследок скажу так. Как образец нового русского кино "Займемся любовью" – это жалкое подражание плохим западным образцам. Однако. Если вам делать все равно нечего, хочется похрустеть попкорном в удобных креслах, не забивая себе голову, – это комедия на родном языке и с нашими ребятами, где отчасти угаданы наши родные реалии, всякие там грязные подъезды, мятые простыни и непростиранные морды.

Если не ждать с самого начала откровений на заданную названием тему – ничего, потянет. Знаю даже таких, кому понравилось. Но предупреждаю: людям после 30-ти с похмелья смотреть не рекомендуется. Может стошнить с непривычки. Жанр-то у нас новый, не проверенный электроникой.

Фильм можно увидеть в кинотеатре МДМ-кино

Выбор читателей