Зюганов делает ставку на Чубайса

У Путина впереди - срок, не ходи к гадалке. Левые это понимают, но на выборы идти надо. 2004 год - не такая отдаленная перспектива, как может кому-то показаться

У Путина впереди - срок, не ходи к гадалке. Левые это понимают, но на выборы идти надо. 2004 год - не такая отдаленная перспектива, как может кому-то показаться. Поэтому два года Народно-патриотическому союзу России (НПСР) предстоит прожить так, чтобы не было мучительно больно за непотраченные усилия. Судя по материалу, оказавшемуся в распоряжении ИА "Волгаинформ", электоральные перспективы кандидата от левых сил представляются самим левым довольно туманными, но отнюдь не безнадежными. Левая оппозиция расколота изнутри. Из КПРФ исключен Геннадий Селезнев, следом партию покидают целый ряд известных коммунистов: Светлана Горячева, Николай Губенко, нижегородский губернатор Геннадий Ходырев. Мало того, несколько видных коммунистических деятелей, в том числе Виктор Илюхин и тульский губернатор Василий Стародубцев, позволили себе выразить несогласие с действиями высшего руководства КПРФ. Илюхин считает, что в региональных отделениях недовольство нынешним руководством компартии растет. "Я вообще не понимаю, почему Зюганов занял такую жесткую позицию, - сказал Виктор Илюхин, - и, боюсь, она продиктована, прежде всего, его личными амбициями".

Понятно, что из списка КПРФ выпали имена, способные возглавить несколько коммунистических группировок, способных вести эффективные бои за "красный" и "потенциально красный" электорат. Если руководство КПРФ не будет реформировано и не создаст новой политической стратегии, зюгановский осколок партии окажется самым малочисленным. Даже если предположить, что вышедшие из партии снова сгрудятся в отдельный громящий кулак, то при любом ударе он снова распадется. По примеру Ходырева и Стародубцева часть коммунистов перейдет к тактике конструктивного сотрудничества с властью, возможно, даже окажется в стане центристов.

14 мая на пресс-конференции, проведенной совместно с представителями РАО "ЕЭС" и посвященной реформе энергетики, тульский губернатор продемонстрировал чудеса сговорчивости: "И с Чубайсом можно договориться". Не исключено также, что на месте умирающей КПРФ возникнет некая новая левая оппозиция. Отодвинувшись подальше от разлагающегося политического трупа Геннадия Зюганова, обновленная коммунистическая ячейка сможет под новой яркой вывеской продолжить исполнение революционно-оппозиционного спектакля противостояния с Кремлем.

Как бы то ни было, стратегия у этой новой силы, похоже, есть. Аналитическая справка с заголовком "Об электоральных перспективах левых сил на президентских выборах 2004 г.", появившаяся на сайте "Волгаинформ", - тому подтверждение. Судя по всему, исследование инспирировано той частью партии, которая станет центром консолидации "обеззюганеных" коммунистов. "Поражение Г.А. Зюганова на выборах 2004 г., - говорится в документе, - неизбежно вызовет сильные центробежные стремления у левоориентированных политических организаций, а также у сочувствующих НПСР: элиты российской науки, студенчества, многих национально ориентированных товаропроизводителей". Нет сомнений, обновленцы максимально дистанцируются от Зюганова, но станут претендовать на некоторую часть наследства. Новые левые с прискорбием замечают, что рейтинг нынешнего президента высок, пусть завышен, но завышен стабильно. А потому победа на ближайших президентских выборах кандидата, выдвинутого левыми силами, невозможна. Для победы нужно сформировать новую внятную и целостную политическую платформу, но это теперь тоже невозможно. Хотя бы потому, что часть задач, на решение которых претендовала оппозиция, сейчас успешно решается федеральной властью.

В таких условиях единственной правильно тактикой левых представляется максимальное противодействие работе исполнительной власти для последующей критики ее несостоятельности. Что для этого необходимо? Аналитическая справка предлагает препятствовать интеграции России в мировое политическое пространство и противостоять реформам:
1. Препятствование курсу В.В. Путина на сближение России с США и странами Запада (включая т.н. антитеррористическую операцию на Ближнем Востоке).
2. Блокирование военной реформы.
3. Противодействие реструктуризации РАО "ЕЭС".

Внимание сконцентрировано именно на этих пунктах, постольку поскольку они максимально выгодны с точки зрения PR-стратегии. То есть для внедрения в массовое сознание. А тут идеи должны быть простыми и понятными. Новый Земельный кодекс уже фактически действует, и серьезное противодействие на ход земельной реформы левые оказать не смогут. Говорить о необходимой банковской реформе у них вряд ли получится, а если и получится, то в широких трудовых массах отклик найти будет затруднительно по причине непостижимости темы.

Реформа армии и реформа энергетики представляются в нынешнем политическом контексте идеальными мишенями, поразив которые левые добьются значительного ослабления основной базы экономической программы исполнительной власти. Нынешнее состояние вооруженных сил дает большой простор для политических спекуляций. С одной стороны огромная армия представляется "черной дырой", в которую безвозвратно уходят деньги российского бюджета. В случае реформирования армии часть высвободившихся средств можно было бы использовать на повышение зарплат бюджетникам, что опять же повысило бы рейтинг нынешней власти. С другой стороны, никакими финансовыми вливаниями не добиться качественных изменений в Вооруженных силах. Таким образом, оппозиция получает весомый и долгоиграющий козырь для критики власти за развал армии.

Реформа энергетики - такой же удобный объект для критики. В первую очередь, с точки зрения влияния на экономику. Энергетика долгое время служила донором для других отраслей экономики. Прежде всего - бюджетной сферы. Однако когда ресурсы исчерпаны, дальнейшее сохранение статус-кво приведет к прогрессирующим кризисным явлениям в энергетическом комплексе страны: авариям, связанным с изношенностью оборудования, зимним энергетическим катастрофам, возобновлению кризиса неплатежей и так далее. Все это даст новую пищу для критики со стороны левой оппозиции. Кроме того, без реформы энергетики вступление России в ВТО представляется весьма проблематичным, что создает угрозу всему курсу исполнительной власти, направленному на интеграцию в мировую экономику.

В случае, если удастся отменить реструктуризацию РАО "ЕЭС" или, - говорится в аналитической справке, - по крайней мере, существенно затормозить ее реализацию, это неизбежно приведет к обострению ситуации в энергетике и как следствие, в экономике страны в целом, что для миллионов избирателей сделает совершенно очевидной бесперспективность того экономического курса, который проводит президент и его окружение. В результате успешной реализации выбранной стратегии левым, скорее всего, удастся восстановить растраченный политкапитал. И если до выборов 2004 года удастся загнать палки в колеса реформам, существенно снизив рейтинг действующей власти, левые смогут аргументировано заполучить максимально возможное количество мест в Госдуме и выдвинуть в качестве претендента на президентское кресло нового кандидата. Тогда перспектива победы на последующих президентских выборах представляется не такой призрачной, как теперь.

Тактика препятствования реформам сейчас наиболее приемлема для левых. Она способна привести сначала к экономической стагнации, а затем – к отрицательным темпам развития. На таком фоне народные патриоты предстанут спасителями страны, а все кризисные явления списать на "антинародный режим Путина". Иначе говоря, налицо возврат к классической формуле вождя мирового пролетариата: "Чем хуже, тем лучше".

Читайте также

Выбор читателей