Американцы меняют ориентацию России

Умом Россию не понять. Но можно попытаться определить ее путь развития. Хотя с большой долей вероятности страна будет развиваться в совершенно неожиданном направлении

Умом, как известно, Россию не понять. Во всяком случае, не предсказать. Но американцы все равно пытаются. Сколько ни говорят о том, что Россия для Запада представляет собой не более чем огромную скважину для добычи нефти и газа, факт остается фактом: не учитывать ее интересы и конкретные действия в макроэкономических и политических прогнозах нельзя.

Американские эксперты из Института Анализа Международной Политики (The Institute for Foreign Policy Analysis, IFPA) считают, что будущее России намного менее предсказуемо, чем будущее любого другого государства. В аналитическом исследовании "Стратегические Парадигмы 2025: Планирование безопасности США для Новой Эры" (Strategic Paradigms 2025:US Security Planning for a New Era) они отметили, что безопасность и спокойствие Европы во многом зависит от внутреннего устройства нашей страны. Американские аналитики составили три возможных варианта будущего России. Вкратце они выглядят следующим образом.

Первый вариант. "Авторитарная Россия"

Страна будет проводить конфронтационную и крайне активную политику в Европе и Средней Азии. Она будет оценивать процесс расширения НАТО и консолидацию Европейского Союза с одних и тех же позиций. Экономика России будет действовать неэффективно, иностранные инвестиции будут крайне ограничены. Главными источниками поступлений валюты останутся энергоносители и военная техника, поставляемые за рубеж. Реальная власть в стране будет принадлежать силам безопасности. Внешняя политика будет крайне националистической. Основа стратегии безопасности - опора на ядерные силы.

Вариант второй. "Демократическая Россия с рыночной экономикой"

Страна становится активным и полноценным партнером Запада. Власть в государстве концентрируется в Москве, однако региональные интересы учитываются в полной мере. Россия будет сотрудничать с НАТО и совместно проводить миротворческие операции, примет активное участие в процессе глобализации и обнаружит в нем не только проблемы, но и преимущества. Ее политика в области обеспечения национальной безопасности будет в минимальной степени зависеть от концепции внешних угроз.

Вариант третий. "Компромиссный"

Россия останется весьма сложным и непоследовательным партнером в области международных отношений. Федеральная власть будет стремиться приобрести как можно больше влияния, наталкиваясь на возрастающее сопротивление регионов. Кремль смирится с первым этапом расширения НАТО, но будет яростно протестовать против дальнейшего расширения блока. Концепция национальной безопасности почти не будет опираться на ядерный арсенал. Если Россия пойдет по этому - среднему - пути развития, то она будет играть активную роль в противодействии действиям Запада, однако ее возможности при этом будут серьезно ограничены.

Соответственно, от политической организации государства зависят и его экономические возможности. Сейчас, к сожалению, никто в мире не способен предсказать, как изменится политическая ориентация России. Естественно, IFPA подходит к прогнозированию с точки зрения безопасности Америки и Евросоюза. Поэтому основной упор в анализе делается на возможность создать эффективно действующие вооруженные силы и мощное централизованное государство. То есть, в первую очередь, американцы пытаются понять, способна ли Россия вернуться к положению, которое пару десятилетий назад занимал Советский Союз. Понятно, что ответы на такие вопросы очень неоднозначны. Современное состояние нашей экономики не позволяет предсказывать ей великое будущее, однако история показывает, что от России можно ожидать самых неожиданных сценариев развития. Пока же Институт анализа дает три варианта развития экономики нашей страны.

Первый вариант

Россия успешно преодолеет нынешние экономические трудности и найдет в себе силы провести реформы, которые будут опираться на имеющийся в стране потенциал: огромные сырьевые запасы и образованную рабочую силу. Эти факторы могут обеспечить долговременный рост экономики. Однако этот путь требует активного сотрудничества с западными фирмами в области создания инфраструктуры, особенно в сфере транспорта и энергетики. Большинство экономистов единодушны в том, что Россия будет не в состоянии добиться долговременного экономического успеха без полного включения в мировую экономику и без создания условий, которые позволят западным компаниям проводить крупномасштабные инвестиции.

Второй вариант

Россия не будет проводить радикальных реформ и будет достигать экономического прогресса за счет уже реформированной экономики. Результатом могут быть повторяющиеся финансовые кризисы, с которыми Россия будет бороться, например, с помощью выпуска в обращение дополнительной денежной массы. В этом случае экономика будет постоянно находиться в состоянии рецессии и иногда депрессии. Иностранные инвестиции будут весьма ограничены, отечественные производители будут выигрывать не за счет производства лучших товаров, а за счет протекционистских мер государства. Такая политика не позволит добиться успеха российским компаниям. Согласно этому сценарию, экономика России не станет частью мировой экономики, однако она сможет существовать долгое время за счет эксплуатации сырьевых запасов и увеличения объема внешнего долга. В этом случае экономический коллапс станет неизбежным, что может повлечь за собой раздробление Российской Федерации и резкий рост национализма и антизападных настроений.

Третий вариант

В этом случае Россия будет обладать какой-нибудь формой "гибридной" экономики, равно далеко отстоящей от предельно централизованной системы советского времени, так и от реальной рыночной экономики. Россия не будет защищаться от проникновения импортных товаров установкой тотальных протекционистских барьеров, однако сохранит их в некоторых сферах. Иностранные инвестиции будут концентрироваться лишь в нескольких отраслях, например в нефтегазовой промышленности.

Таким образом, большинство аналитиков полагают, что наиболее вероятным будет установление в России стабильной демократии. По крайней мере, экономическое развитие страны предопределяет демократический принцип организации общества. Однако существует фактор, не связанный с экономикой. А именно: политики не имеют продолжительного опыта демократического правления. Все они вышли из коммунистической элиты прошлого и привыкли использовать власть в личных целях. Так что многое будет зависеть от того, смогут ли они преодолеть негативный опыт прежних лет. В настоящий момент наиболее возможными кажутся два варианта политического развития России: демократия или авторитаризм.

Вместе с тем, считают аналитики из IFPA, можно с высокой долей вероятности предположить, что к 2025 году в России не будет ни демократии западного типа, ни диктатуры. Большинство представителей российской политической и экономической системы более настроены идти неким средним путем, точные черты которого сегодня предсказать невозможно.

Выбор читателей