Марш-бросок ученых на Москву

24-27 июня будет проходить марш протеста, организованный профсоюзом РАН. Ученые призывают правительство выполнять положения закона "О науке". Законных 4% бюджета вполне могут вывести науку из кризиса

24 июня начинается марш протеста ученых по маршруту Пущино – Чехов – Климовск – Москва. Научные работники за четыре дня пройдут пешком по старому Симферопольскому шоссе до Горбатого моста перед Домом правительства России. Таким образом представители отечественной науки намерены выразить свое возмущение проектом федерального бюджета на 2003 год, одобренным 13 июня кабинетом министров. Вопреки закону "О науке", предполагающему выделять 4% бюджета на нужды научной сферы (2002 год – 77,89 млрд, 2003 год – 87,23 млрд), на нужды "продвигающих прогресс" было выделено всего 37,26 млрд.

Выступая на открытии VI экономического форума в Санкт-Петербурге, премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что Россия является интеллектуальным донором мирового сообщества. Это замечание является констатацией одной из самых болезненных проблем нашей действительности. Собственно, речь идет о "мозгах" - о специалистах, продающих свои знания за границу. Самый большой поток подготовленных кадров из страны хлынул после развала СССР и открытия границ, но, в общем-то, до сих пор многие ищут возможности уехать на Запад – навсегда или на время, чтобы подзаработать. Получается, что родному государству высококвалифицированные специалисты зачастую оказываются не нужны. Во всяком случае, об этом можно судить по тем крохам, которые выделяются на фундаментальную науку. Результат – катастрофическая нехватка научных кадров. Судя по исследованиям РАН, пики кривой, характеризующей возраст сотрудников научных предприятий, приходятся на возраст 23-25 лет (аспиранты) и 50-59 лет (исследователи пенсионного возраста). Опытные энергичные научные работники из науки уходят. В результате разработки оказываются на грани полной остановки: работать некому и не на что.

Проблемы науки давно известны. Нет смысла говорить о том, что кто-то не осознает всей глубины ситуации. Всем известно, чем грозит стране уменьшение научного потенциала: интеллектуальные ресурсы так же важны для страны, как, например, наличие сырья. С той существенной разницей, что нефть из земельных недр однажды будет выкачана практически полностью, а знания только накапливаются.

К сожалению, Россия все больше переходит на сырьевой тип экономики, западные страны зачастую рассматривают нас лишь в качестве нефтегазового придатка и поставщика хороших "мозгов". Для сравнения: доля работников, выполняющих исследования и разработки, относительно общей численности населения России снизилась за последние 10 лет более чем в 2 раза и составляет всего 0,55% в первую очередь за счет оттока кадров. По этому показателю мы утратили место в десятке ведущих государств мира (США – 1,2%; Япония – 0,95%; Швеция – 0,9%; Дания – 0,85%; Финляндия – 0,85%; Израиль – 0,85%; Германия – 0,8%; Великобритания – 0,65%; Нидерланды – 0,65% и Франция – 0,6%). При сохранении современных тенденций указанная доля работников снизится в 2005 году до 0,45% (расчеты РАН). При дальнейшем отсутствии мер, необходимых для преодоления кадрового кризиса, доля работников науки, занимающихся исследованиями и разработками, относительно общей численности населения может упасть к 2010 году до 0,35 %. Еще более драматичную динамику обнаруживает сокращение численности исследователей – ключевой категории работников науки. Если в начале 90-х годов их доля в общей численности населения составляла 0,69%, в 2000 году – 0,28%, то к 2010 ожидается сокращение до 0,18%.

Это означает, что Россия тем самым окажется в одном ряду с экономически отсталыми странами мира, то есть потеряет научно-технический комплекс как важнейшую сферу профессиональной деятельности, лежащей в основе развития отечественной экономики, образования, здравоохранения и культуры, в основе обеспечения национальной безопасности.

Участники "научного" марша собираются провести митинги в городах по пути следования. Заключительное выступление ученые намерены организовать непосредственно перед зданием правительства. Цель мероприятия заключается не только в том, чтобы привлечь внимание к состоянию науки. Все данные о ее бедственном положении руководству России известны. Главное – заставить правящие круги предпринять вполне определенные меры по выходу из научного кризиса. Более того, в РАН сформулировали основные положения, которые необходимо воплотить в жизнь для восстановления нормальной работы исследователей.

Как сообщила "Yтру" председатель исполкома Московской региональной организации профсоюза работников РАН Ирина Виноградова, требования ученых к правительству сводятся к финансовому и социальному обеспечению науки. "В первую очередь, нужно проводить финансирование Академии наук и науки вообще. Иначе к нам не придут молодые специалисты, и наука загнется". Ирина Владимировна пояснила, что 4% бюджета, которые должны отводиться на науку, хватило бы для ее восстановления. Между тем, год от года этот показатель не только не выдерживается, но еще и уменьшается. По ее словам, в профсоюзе работников РАН отдают себе отчет, что требующуюся сумму найти непросто, поэтому они предлагают постепенно увеличивать долю науки в бюджете, чтобы достичь 4%-ных отчислений к 2005 году.

Кроме того, фундаментальной науке для стабильного функционирования требуется обеспечить институтам возможность пользоваться финансовыми плодами своего труда. Если научные организации избавят от обременительных налоговых обложений, такие льготы помогут существенно улучшить положение науки.

Кратко требования ученых можно сформулировать следующим образом:
1. Достижение необходимого уровня и условий оплаты труда;
2. Предоставление финансов для развития материальной базы;
3. Социальные гарантии (решение жилищной проблемы, здравоохранение, пенсии).

И.Виноградова отметила, что с инициативой марша протеста выступили именно молодые ученые. Акция не стала результатом спонтанного подъема, почва для выступления подготавливалась постепенно, а все предъявленные требования два месяца назад были опубликованы в СМИ. Сотрудники Академии наук предупреждают руководство страны: через несколько лет восстановить утраченный научный потенциал будет невозможно. В организациях РАН остались только альтруисты, как правило, руководители научных школ в "запенсионном" возрасте. Завтра они уйдут на покой, а на смену им прийти некому.

"Разрушить науку легко", - заметила Ирина Виноградова. "В России был опыт подобных ситуаций, когда закрывали целые направления. А когда через некоторое время спохватывались, исследования приходилось начинать с самого начала".

Для проведения мероприятий по выводу российской науки из кризиса требуется всего ничего – выполнение положений "Закона о науке". Средств, выделяемых по закону на исследования, окажется вполне достаточно для осуществления антикризисной программы. Остается надеяться, что власти прислушаются к словам молодых научных работников, которые 27 июня выйдут к Дому правительства.

Выбор читателей