Москвичи могут увидеть затерянный мир

Через стекла музейных иллюминаторов можно увидеть, как плавают белесые креветки, как парит осьминог, как плавающие химеры соседствуют с моллюсками и двустворчатыми червями…

В начале лета во Всемирный день защиты окружающей среды и в год, когда Дарвиновскому музею исполняется 95 лет, в одном из залов музея открылся новый экспозиционный комплекс – "Гидротермы – "оазисы" на дне океана". Подобная выставка есть и в Зоологическом музее Московского государственного университета, но она имеет другую, более сложную научную и академическую экспозицию. В Дарвиновском музее стиль выставки другой, более романтический. Экспозиционные витрины выполнены в виде небольшого подводного батискафа. Через стекла музейных иллюминаторов можно увидеть, как плавают белесые креветки, как парит осьминог, как плавающие химеры соседствуют с моллюсками и двустворчатыми червям, как горячие флюиды гидротерм и источников бьют из расщелин морского дна…

И это все находится на глубине более 2500 тысяч метров под водой, без солнечного тепла и света! Странный, загадочный, непонятный живой мир предстает перед посетителями выставки.

Старший научный сотрудник Зоологического музея при МГУ, кандидат биологических наук Михаил Гептер делится впечатлениями о выставке и об уникальном явлении в мировом океане: "В 1979 году на Тихоокеанском Конгрессе в Хабаровске я сам впервые услышал об открытии мирового значения. Американские ученые на подводном аппарате "Алвин" открыли жизнь на дне океанических глубинах свыше 2500-2700 метров. По их собственному признанию, это открытие является главным событием XX века в области биологии. Представить себе такое обилие жизни на глубине более 2500 метров без солнечного света – а биомасса там достигает 520 тонн на гектар, – раньше было просто невозможно. Открытие века чуть ли не привело к помешательству некоторых американских ученых".

Особые бактерии, которые окисляют целый ряд химических веществ и получают таким способом энергию для хемосинтеза – химического синтеза, – являются главным источником возникновения биомассы. Без участия солнечного света животные синтезируют вещество своих тел(!). На глубине более 2500 метров найдено 420 видов новых живых организмов, длина которых достигает 3 метров, при диаметре 3-5 сантиметров. Потребляя первичную бактериальную продукцию непосредственно внутри своих тел, животные находятся с бактериями в симбиозе. Как это происходит?

На дне океана, в районах гидротерм, где температура воды достигает от 4 до 26 градусов тепла(!), проживают глубоководные животные. Специальный орган этих животных – трофосома, населен особыми бактериями. Животное-хозяин снабжает бактерии необходимыми химическими веществами, и в результате бактерии активно размножаются. Прирост произведенной продукции животные-хозяева тут же растворяют и немедленно всасывают в себя, то есть поедают размножившиеся бактерии. Процесс потребления и такой вид питания – симбиотрофия – есть только у тех морских животных, у которых отсутствует кишечник. Но зато у таких животных имеется хорошая кровеносная система, богатая гемоглобином.

Подводные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" с глубиной погружения до 6 тысяч метров, сделанные у нас в советское время, позволили хорошо изучить физиологию и биохимию этих животных. Академик Артемий Иванов, известный зоолог, в свое время получил Ленинскую премию за научную монографию по изучению генетики и поведения глубоководных животных.

"Дарвиновский музей доносит до людей натурные научные открытия, сделанные не за столом, а непосредственно в природе. Это важно не только для ученых, но и для всего человеческого общества", – считает Лев Москалев – ученый-океанолог, старший научный сотрудник Института океанологии, который не раз спускался в глубины океана и наблюдал жизнь Затерянного мира. "Прекрасный поэт Гумилев написал поэму "Капитаны", в которой есть такие строки: "И карлики с птицами спорят за гнезда, И нежен у девушек профиль лица. Как будто не все пересчитаны звезды, Как будто наш мир не открыт до конца", – читает стихи ученый и продолжает: "Любой мальчишка, который придет с улицы в Дарвиновский музей, должен быть абсолютно увлечен идеей, что мир Земли еще не открыт до конца и что его поколению предстоит делать новые открытия".

Выбор читателей