Новый тренер главного оркестра

Корреспондент "Yтра" беседует с только что назначенным на этот пост главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России Марком Горенштейном

Нынешнее лето для музыкальной Москвы оказалось богато на события, связанные с деятельностью двух симфонических оркестров – Государственного академического симфонического оркестра России (ГАСО) и Государственного симфонического оркестра "Молодая Россия".

Двух месяцев не прошло с того момента, как приказом Министерства культуры был назначен новый главный дирижер ГАСО – Марк Горенштейн. Сначала музыканты бывшего "Светлановского" оркестра встретили нового дирижера недружелюбно. Дело доходило даже до скандала и бунта. Но Михаил Швыдкой это дело быстро пресек и сделал все так, что даже те, кто недолюбливает министра, одобрительно закивали: "На этот раз Швыдкой поступает мудро".

Но об этом чуть ниже.

В самом начале июля отдохнувшие за отпуск музыканты встретили нового дирижера оркестра Марка Горенштейна несколько настороженно. Но обстановка на собрании коллектива все же напомнила один очень старый анекдот. Взбунтовавшиеся мужики, вооруженные вилами и дрекольями пришли в поместье барина и начали орать: "Хозяина! Хозяина!". Вышел на крыльцо удивленный барин: "Ну, чего вам, мужики?". А они в ответ: "Чаво-чаво, а ничаво". Повернулись да и тихонько ушли.

Примерно в такой ситуации находится сейчас и маэстро Горенштейн – новый дирижер ГАСО. После собрания с коллективом музыкантов мы попросили его дать нам небольшое интервью.

"Yтро": Марк Борисович, министр культуры Швыдкой назначил Вас дирижером ГАСО своим волевым решением. Как Вы сами к этому относитесь?

Марк Горенштейн: Волевым решением... ну, а каким же еще решением? Назначать на должность художественного руководителя Государственного оркестра может только министр культуры. И только у нас, с нашей перевернутой психологией, музыканты оркестра могли подумать, что сами для себя будут выбирать дирижера. А что касается правильного или неправильного выбора министра культуры – не мне об этом судить. Я всегда в таких случаях говорю: когда прокурор предлагает: "Садитесь" – как-то неудобно стоять. Знаете, Швыдкой поступил, с моей точки зрения, довольно мудро. Прежде чем назначить меня дирижером ГАСО, министр опросил многих выдающихся музыкантов – композиторов, дирижеров, солистов... Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Николай Петров, Денис Мацуев, Александр Рудин, Владимир Федосеев и многие другие в один голос поддержали мою кандидатуру, за что я им очень благодарен.

"Y": Известно, что почти два года тому назад, когда из оркестра уволили Евгения Светланова, Вам сразу предлагали взять ГАСО. Почему Вы тогда не соглашались?

М.Г.: Действительно, гораздо раньше, чем Синайскому, мне предлагали взять ГАСО. Но я не мог встать за пульт Светланова после того, как не он победил оркестр, а оркестр победил его. И, кроме того, со Светлановым у меня были замечательные отношения. У Евгения Федоровича я учился не только дирижированию, но и потрясающему ощущению музыкальной формы и чувству стиля и тому, как не надо себя вести с музыкантами оркестра. Я понял, что талантливыми людьми управлять трудно и надо все время идти на компромисс. К тому же я буду вечно признателен Светланову еще и за то, что именно он дал мне рекомендательное письмо, без которого я бы никогда не стал дирижером.

"Y": Что это за письмо?

М.Г.: В свое время, три года подряд, я поступал на дирижерский факультет во все консерватории Советского Союза. Но меня даже не подпускали на первый тур. "С такой фамилией дирижером не становятся", – говорил мне ныне покойный Лео Гинзбург. Это и есть ответ на то, почему меня не брали в консерваторию. После того, как Светланов однажды увидел меня на сцене за дирижерским пультом, он дал мне возможность поработать с его оркестром в 80-м году. Тогда же он сказал мне: "Марик, Вы талантливый человек, но я в консерватории не преподаю. Что я для Вас могу сделать"? И я ответил: "Евгений Федорович, дайте мне рекомендательное письмо". Светланов действительно написал письмо в Минкульт СССР, а через две недели мне открыли место в консерватории. Это было первое и последнее рекомендательное письмо в жизни Светланова, которое он для кого-то написал.

"Y": Вы будете менять состав и структуру ГАСО? Придут ли музыканты из Вашего бывшего оркестра "Молодая Россия" в новый коллектив?

М.Г.: Состав оркестра менять буду. На этот счет уже ведутся переговоры с Министерством культуры. Сейчас ГАСО – это даже не фундамент, это осколки от фундамента... Оркестр доведен до состояния полной катастрофы. Не может коллектив музыкантов, в котором плохая обстановка, выйти на сцену и играть как единый организм.

Надо менять и количественный, и качественный состав оркестра. В декабре мы объявим конкурс виолончелистов, скрипачей и духовиков. В ближайшие два месяца на вакантные должности придут квалифицированные музыканты, которые выиграют конкурс. Среди них, конечно, будут и музыканты оркестра "Молодая Россия".

"Y": Есть ли потенциал в нынешнем ГАСО?

М.Г.: Конечно, потенциал в коллективе есть. Формально это все-таки главный симфонический оркестр России. Но я с ужасом наблюдал за тем, что происходит с великим оркестром после увольнения Светланова. Когда в Министерстве культуры мне предложили должность художественного руководителя ГАСО во второй раз, уже после смерти Светланова, на сердце было очень тяжело. Мне жаль было расставаться со своим любимым коллективом "Молодая Россия", где никогда не было ни группировок, ни склок. Но в то же время хотелось изменить ситуацию в ГАСО, который был для меня когда-то великим оркестром. И я обязательно верну ему эту славу несмотря ни на что.

"Y": В музыкальных кругах Вас называют диктатором. Это справедливое утверждение? Известно, что Евгений Мравинский наглухо закрывал все двери, когда объявлял 24 репетиции 40-й Симфонии Моцарта. Вы поступаете так же?

М.Г.: Дело не в том, чтобы закрывать все двери или не закрывать. Диктатура дирижера за пультом – это совершенно естественный процесс. Точно так же и в спорте. Какое же может быть собрание, если тренер говорит: "Ты будешь играть "вторым" номером, а ты – "девятым"? Если все игроки начнут кричать, что "я хочу "девятым", а "я хочу "вторым", что же это за тренер? Кому нужна такая команда? Кстати, результаты нашей сборной по футболу на последнем чемпионате мира – это как раз то, о чем я говорю. Должна быть абсолютная диктатура дирижера за пультом, но при этом – абсолютно порядочное отношение к людям. Сколько бы я ни диктаторствовал, но играют все же люди! Дирижирую я, звук должен быть в моих руках, но звуки извлекают люди. Но если атмосфера в оркестре плохая и недружественная, то никакого результата и никакого качественного звука добиться невозможно, как бы ты ни старался.

"Y": Каковы гастрольные планы ГАСО?

М.Г.: Все нормальные люди, в том числе и импресарио, летом отдыхают, кроме Горенштейна (смеется). Сейчас вести переговоры просто не с кем. Пока в плане есть Италия, Испания, в 2004 году обязательно будет Англия, в 2005 году – Германия, а еще позже, в 2006 году, будет Америка. План сделан за этот последний месяц буквально на лету.

* * *

На сцене Большого зала Московской консерватории ежедневно проходят репетиции Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) России под управлением Марка Горенштейна. Оркестранты сосредоточенно работают над новой программой и в ближайшее время собираются выехать на гастроли в Швейцарию, а затем в Италию (Аскона, Верона). В репертуаре – Вторая симфония Скрябина, Пятая и Шестая симфонии Чайковского.

8 сентября оркестр побывает с концертом в Ватикане и с благословения Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II впервые в летней резиденции Кастель Гандольфо (Castel Gandolfo), то есть у самого Римского Папы дома, исполнит Увертюру к опере Дж.Верди "Сила судьбы" и Увертюру-фантазию П.И.Чайковского "Ромео и Джульетта". В этот день будет прямая телевизионная трансляция на каналах ВВС, ОРТ и CTV.

24 октября Государственный академический симфонический оркестр России откроет новый сезон в Большом зале Московской консерватории. Свое первое выступление коллектив музыкантов посвятит памяти Евгения Федоровича Светланова. В программе – Второй концерт Рахманинова в исполнении Николая Петрова, а за дирижерским пультом будет маэстро Горенштейн.

Читайте также

Выбор читателей