Диагноз – телеведущий

Странной тенденцией в новом телесезоне становится привлечение в ток-шоу артистов совершенно иных жанров, чем разговорный. Одно дело петь "под фанеру" со сцены, совсем другое – вести неглупую беседу

Поболтаем о телевидении. Что мы видим в новом сезоне относительно такой его важной части, как пресловутые talk show? Повылезали они из сентябрьской обновленной сетки, как грибы после дождя. Да такие все похожие, как будто по одним лекалам сшитые! Впрочем, нечего тут особенно удивляться. За спиной основных ток-шоу, согласно рейтингам привлекающих наибольшее внимание, стоят одни и те же люди.

Самое скандальное, переползшее теперь на ТНТ, – "Окна" – мы уже нелицеприятно оценивали, и в общем добавить нечего. Скажу лишь о двух аспектах, которые опустил в предыдущей статье.

Творец этого шоу – Валерий Комиссаров, человек, на мой скромный взгляд, совершенно дискредитирующий само понятие о "честной" журналистике. Он же является генпродюсером "Окон". В его проекте на ТНТ все теперь делается настолько внаглую, что (как всегда бывает в случаях, когда работает модель "ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили") люди часами не могут оторваться от экранов и просят добавки.

Это очень плохо влияет на общественный имидж ведущих – тут я не отступлюсь от своих слов, – но вовсе не свидетельствует об их способностях по части бизнеса. Наоборот. А уж зарабатывает на шоу "от Комиссарова" народ вполне конкретно, раз даже газеты по мотивам передач выпускает. Кстати, модель, от которой оттолкнулся главный член "Моей семьи", имеет оборотную сторону, я бы сказал – позитивную. Со временем ты смотришь на экран и думаешь: ну что еще выдумают эти акулы камеры? Ведь тут не только буйство фантазии играет роль, но еще и необходимость воплощения сценария. В ролях. А это ведь сложно – столько всего небывалого "из жизни хомячков" придумать и попытаться более-менее внятно сыграть провокационный сюжет на публике. Целый спектакль, хоть и безвкусный, но живой.

Кроме того, моделируются ситуации, в которых пар выпускают не герои, а зрители. Смотрится подобное шоу как перечисление всех возможных страстей и пороков, вмещающихся в человеческую... чуть не сказал – голову. А ведь, по сути, моделируется психотерапевтическая практика, такая особая ролевая игра. Да, делается это с грацией слона, гуляющего в посудной лавке, но зато бесплатно и для всех желающих. Массовое "излечение", прям как у Кашпировского.

Нет, все же существует в этом всем какая-то загадка, и влияют подобные шоу на массовое зрительское сознание в том же смысле, как говорится в рекламе: "Кофе не только вреден для здоровья, но и полезен ". Может, и не плохо это...

А вот новые разговорные передачи несколько удивляют выбором ведущих. Такое впечатление, что все бывшие продюсеры, клипмейкеры и попсовые исполнители резко решили поменять амплуа. Я прекрасно отдаю себе отчет, что это не их личный выбор, а продюсеров. Но почему, скажем, Федор Бондарчук или Слава Петкун, по природе не самые болтливые персонажи, вдруг взялись за столь неблагодарное занятие – вести дурацкие программы?

Когда Александр Цекало, не прижившийся в провальном проекте НТВ "Алчность", начинает лезть в аналог некогда популярной "Любви с первого взгляда", я его хорошо понимаю. Шоумен все же со стажем, хоть и весьма, на мой взгляд, слабенький. Но вот зачем актерам и певцам, у которых и так навалом поклонников, светиться в несвойственных ролях? Думаю, объяснение тут одно: магия телевидения и статус ведущего. Как говорят сами телевизионщики, "ведущий – это не профессия, это диагноз". Худо ли, бедно – а после нескольких даже самых жалких программ по ТВ тебе дают презервативы в аптеке, не задавая вопросов и без очереди. Это научно доказанный факт.

А вот продюсеров я не совсем понимаю. То ли у них там круговая порука, типа ты мне клип – я тебе роль в программе, то ли уж совсем оскудела земля русская талантами в разговорном жанре... Ну разве уже на пробах не было видно, что Ф.Бондарчук реагирует в своей игровой программе со скоростью "Икаруса" на поворотах, а Петкун как бы вынырнул из совершенно другой тусовки, чем большинство его гостей, и проблемы попсовиков его просто раздражают. Даже участие в "Нотр-Дам" и клипы с Пугачевой не помогли.

Что касается ставших традиционными всяческих дневных шоу на федеральных каналах – от "Большой стирки" до "Принципа домино", – принципиальных изменений в новом сезоне не последовало (если не счесть таковым смену дизайна в студии). Как говорится: сцена десятая, те же и они же. Впрочем, эфирную сетку одними фильмами и новостями, пускай теперь идущими в три раза чаще, не загрузишь. Надо что-то делать.

Напоследок скажу о приятном. Единственным ведущим, вызывающим мой интерес не столько своей личностью (хотя и она ничего), сколько программой, остается Александр Гордон. К сожалению, его передача задвинута в глубокую ночь, так что большинство ее, вполне допускаю, и не смотрит. Однако многие последние программы – завораживали. Особенно это касается не гуманитарных, а естественнонаучных тем. Про умных муравьев, умеющих решать математические задачи, или про физиков, получающих алхимические результаты в своих лабораториях, – это были маленькие шедевры. Редакторы на его шоу просто отменные, вот что я вам скажу, да и сам Гордон заметно продвинулся за год, демонстрируя вполне достойные знания в тех областях, которые многим телеведущим просто не снились. Выход на видеокассетах лучших эпизодов, кстати, беспрецедентен для такого рода передач.

Мораль: несмотря на все странности нового телесезона, просматривается и слабая тенденция к поиску, что радует. Конечно, в основном поиск этот идет в направлении потакания общественному безвкусию в гораздо большей степени, чем в сторону просветительских и интеллектуальных программ. Но таковы и зрители в нашем обществе – для твердой пищи они плохо приспособлены. Нам бы чего "про это", да поржать. Но это не только наша специфика. Сидящие у экрана люди в массе везде одинаковы.

Главное – не выдумывать ничего хуже, чем было до отпуска.

Выбор читателей