Тусовщик из "Бригады"

Фархад Махмудов: "У любого поэта, музыканта если есть хоть три строчки, которые вставляют, – то уже это много. Это самое дорогое в искусстве – на секунду подняться над землей"

Восточный мужчина, который знает, какой должна быть женщина; звезда Театра Романа Виктюка; мадам Сен-Анж из спектакля "Философия в будуаре" по де Саду – недавно засветился в сериале "Бригада", сделавшем всего за три серии имя его персонажа – Фара – известным всей стране.
Сегодня все узнаваемые исполнители ролей в "Бригаде" находятся в зоне пристального внимания прессы и публики – еще бы, даже на прошедшем Берлинском фестивале показывали несколько серий. Обозреватель "Yтра" встретился с Фархадом Махмудовым во время репетиции в театре.


"Yтро": Фархад, как получилось с "Бригадой"? Кто Вас пригласил в этот культовый сериал?

Фархад Махмудов: Я заканчивал актерское отделения ВГИКа в мастерской Михаила Глузского, и году в 95-м другой выпускник этого заведения, Леша Сидоров, показал мне сценарий своего первого короткометражного фильма. Я по дружбе, абсолютно бесплатно, снялся в этом его достаточно "сюрном" кино в главной роли, хотя потом эта картина пропала вообще. Ну, и он меня не забыл, когда писали сценарий "Бригады" и авторам стал нужен образ вот такого человека из Средней Азии. Все потому, что там история с таджикской мафией, а я хоть родом из Узбекистана, но в Таджикистане провел очень много времени – я снимался на "Такжикфильме", в Душанбе с 14 лет. Хотя родился в Ташкенте.

Как известно, все эти наркотики, о которых речь в "Бригаде", добываются в треугольнике Киргизия – Узбекистан – Таджикистан. А там люди, которые на этом бизнесе специализируются, все непонятной национальности. Они говорят со смешными акцентами разными, выглядят не пойми как – азиаты с европейскими чертами и наоборот; а я как раз говорю на всех этих языках – и мы решили не напирать на национальность героя, хотя он не узбек, а таджик по фильму. Если кто понимает языки – я иногда там ругаюсь нецензурно то на памирском диалекте, то на ферганском. Меня сам режиссер так просил, потому что русский мат на экраны, слава Богу, не пропускают (ну, максимум – "сука"), а на чужом языке это непонятно – и в результате спокойно прошло. Пусть меня уж простят земляки за то, что я матерился на всех этих языках. В сериале есть такой момент, когда мы идем из гостиницы "Космос" и я говорю партнеру по наркобизнесу: если все будет хорошо, ты говори со мной по-узбекски, если что-то не так – по-таджикски, а он спрашивает: "А если убивать будут?" – тогда, говорю, по-русски кричи. Там, в "Бригаде", вообще все персонажи – это такие собирательные образы, и мой тоже.

"Y": Вам не обидно, что Вас так быстро убили в этом сериале?

Ф.М. Мне – нет, родственникам – да (смеется). Ведь Сидоров списал этот образ с меня, даже имя осталось то же самое: Фархад – Фара. Но про родню я, в общем, пошутил, скорее знакомые. Из Америки вот звонили, из Израиля – сетовали: что ж тебя так рано кокнули? Родители видели меня еще в детстве в кино, они привыкли. Хотя сами к искусству не имеют прямого отношения – папа у меня инженер, мама работала в Министерстве просвещения Узбекистана по спортивной части. Нас с братом воспитывали обычно, как я стал артистом – не понимаю (смеется). Наверное, внешность не подвела. А сейчас тем более, после "Бригады" – узнают на улице, приглядываются. Хотя, когда показывали сериал, по РЕН-ТВ шло реальное шоу "Русское чудо", а у меня там три прихода. Я там ловелас такой, мужчина-вамп, должен был всех женщин соблазнять. Многие меня узнают больше по "Чуду".

"Y": Вы, наверное, заработали на "Бригаде" не только известность?

Ф.М. Нет, я бы так не сказал. Хотя и немыслимые деньги были вложены в этот сериал, далеко не все актеры там заработали. Такой и цели не стояло – мы горели идеей, все до одного. Ну, Безруков, наверное, что-то получил, но сколько он работал – 15 серий безвылазно! Тот же Панин, наверное, – у него сложнейшая роль. Но в данном случае деньги были не главным стимулом – все понимали, что получается очень хорошее кино. Всем хотелось хорошо сыграть, все зажигались, и эта энергия всё объединяла.

Ко мне приходили девочки-монтажницы и говорили: Фара, так и знай, ты проснешься звездой. Ну, про меня это, может, и не совсем так – мало сыграл, но ребята там точно проснулись знаменитыми. Кстати, с Сережей Безруковым я познакомился еще в 1993 году, когда, заканчивая ВГИК, участвовал в конкурсе чтецов имени Яхонотова вместе с ним. Он тогда в Питере взял первое место, а я как раз второе.

"Y": А как Вы из Института кинематографии попали на сцену, в театр самого Виктюка?

Ф.М. Я хватался за все работы, которые можно было получить после окончания института.

В 1994 году (мне был 21 год) во ВГИКе мой приятель Павел Урсул (он поставил недавно "Чапаев и Пустота" – вы, наверное, слыхали) выпустил спектакль "Пролетая над гнездом кукушки", на котором присутствовал Роман Виктюк. И тогда же Паша мне сказал, что Роман Григорьевич запускает новый проект по маркизу де Саду и ему нужны ребята. А я ходил к Виктюку на его редкие лекции по театральному искусству, и мне было очень любопытно, я впитывал все как губка. Тогда же, послушав Виктюка, я понял, что, участь во ВГИКе, ничего так и не узнал об актерской профессии. И с тех пор я "заболел" театром, а Виктюка прозвал "Великая иллюзия". Да, он настоящий майя. Я просто рядом постоять с таким мастером был бы счастлив, дрыгать ногами в массовке. А он, когда нас познакомили, сразу сказал – здравствуйте, русский! И сразу взял меня к себе, сказав: "Ой, сына, сильно зажатый, где тебя учили?".

Кончилось тем, что он меня ломал и полностью "сломал" как киношного актера. Нас до сих пор упрекают, что мы, все его артисты, слишком "животны". Это наш грех, с одной стороны, а с другой – конек.

Вот меня многие упрекают, говорят – Фархад, ты в "Бригаде" играл самого себя. Ну а что, я наркотики продаю, что ли? Просто Виктюк учит актера пользоваться энергией, которая есть внутри него, – он называет это "школой представления", в противовес "школе переживания" Станиславского.

"Y": А в чем отличие?

Ф.М. Ты уже не на штампах существуешь в театре, а живешь настоящим внутренним миром.

Но Роман Григорьевич работает очень жестоко. Он орет, он ругается, он унижает тебя словесно, он кричит, что ты бездарен, он называет тебя самыми грязными словами – у него столько всяких примочек... Он мне мог кинуть – ну что ты как обосранный узбек, торгующий на базаре урюком, себя ведешь? Он находит у каждого актера больное место и бьет туда. Когда происходит слом, ты от бешенства начинаешь плохо соображать и – чудо! – из тебя что-то прет, ты просто играешь...

Так было со мной, хотя проект "Маркиз де Сад" выстрелил только в 96-м году и практически два года я шел за режиссером, жил как придется и где придется, бомжом. Но в те же времена Виктюк взял Женю Отарика, Народную артистку Валентину Талызину, и мы втроем репетировали пьесу "Бабочка, бабочка", а потом ездили с ней по стране. Если бы не друзья – я бы замерз на улице в те времена. А то, что я сейчас снялся в "Бригаде", Виктюк, наверное, и не видел – у нас в театре многие снимаются, полно звезд, тот же Добрынин, у нас был Балуев...

"Y": Вы человек такой яркой восточной наружности – нелегко по Москве ходить? Кстати, Вы гражданин России?

Ф.М. Нет, до сих пор я гражданин Узбекистана. Но у меня есть вид на жительство в Москве, квартира тут. Меня частенько останавливали раньше менты, но я всегда выкручивался – удостоверение театральное, программки какие-то носил с собой. А потом у театра Виктюка появился статус государственного и более-менее появилась нормальная жизнь. Мы располагаемся в ДК имени Русакова, на Стромынке, в памятнике архитектурного конструктивизма – знаете, наверное... Там не идут спектакли, но там наша репетиционная база. Мы играем на разных сценах и у нас своеобразный зритель, потому что наши спектакли – это всегда взгляд Романа Виктюка на любое произведение, это его личный театр, это его личная эстетика. Иногда нашему театру и зритель не нужен. Но тем не менее он легко делает попсу – те же "Служанки", прожившие 12 лет без своего зала.

"Y": А Вам самому какие спектакли у него больше всего нравятся?

Ф.М. Я все его спектакли люблю, но у него процесс всегда интереснее результата. В "Маркизе" я играл женщину – ангела зла. Понимаете, какой это опыт? Хотя я чистый натурал. Это вообще миф про виктюковцев. Ну, есть два-три человека нетрадиционной ориентации из 20-ти. Но никто никого не совращает (смеется). Это лишь придает шарм нашему театру, создает атмосферу скандальности. На самом деле, у театра нет пола. А что нравится? Да всё. Один из лучших спектаклей сейчас – "Саломея", еще – "Эдит Пиаф" с грузинской певицей Нуцей в главной роли, мной и Колей Добрыниным. В этом спектакле мы как семья – Роман нас называет "скандинавы", потому что все трое очень черные.

"Y": Фара, вернемся к телевидению. Что Вы сами смотрите, какие предпочтения?

Ф.М. Смешно, но я не люблю сериалы. Я понимаю, что всем деньги нужны, я артистов не осуждаю, но сам считаю, что актеру ничего хорошего сериалы не приносят, наоборот – их лица надоедают. Многих замечательных актеров так затерли – они уже не знают, что делать и как вывернуться наизнанку, чтоб измениться. Быть звездой телесериала, может, и прикольно, но ведь не все уровня "Бригады". К тому же, это киносериал, снятый на 16-мм кинопленку, это, в общем, многосерийный фильм. А по телевизору я смотрю в основном канал "Культура" или старое доброе кино, потому что отношусь к этому профессионально, я все же ВГИК заканчивал. Палитра интересов в этой сфере очень большая.

"Y": У Вас есть мечта? Например, у какого бы режиссера хотели сняться, если б пригласил?

Ф.М. Ну, у многих (смеется). У Линча, у Бертрана Блие, у Люка Бессона, у Джармуша... У Гая Ричи бы с удовольствием. В общем, у всех современных гениев кино. Да и молодые наши ребята стали снимать очень неплохо. Валерий Тодоровский, Филипп Янковский – да, у них бы с радостью снялся. Вот у младшего Кончаловского, Егора – нет. У отца его – конечно. А Никита Сергеевич, дядя, – он меня сам не возьмет (смеется). Я его очень уважаю как такого дядьку обалденного, я считаю, что его ранние работы – это безумно интересно. А сейчас ему чего-то адабашьяновского не хватает, что ли...

Наше современное кино технически выросло, но мы попали в такой хаос, что старшее поколение вообще не понимает, где они находятся, не чувствуют времени, а молодежь еще не вырулила на нужный уровень. Хотя вот есть такие, как Лешка Сидоров, он с молодости работал на ТВ, он очень начитан и всё знает про кино и телевидение. Таких бы побольше. А вообще, я многое готов делать ради прикола, я даже в компьютерных играх работал актером.

"Y": Как Вы развлекаетесь? Богемная жизнь засасывает?

Ф.М. О, я тусовщик! Я люблю дискотеки, заводную хорошую музыку, у меня очень много друзей диджеев. Меня можно встретить где угодно, все ночи проходят в каких-то клубах, типа "Пропаганды". Зажигать люблю (смеется). Я очень люблю музыкантов, вот дружу с Левой из "БИ-2", с удовольствием слушаю рок-н-ролл, современный рок тоже, Земфиру люблю.

Вообще, я считаю, что люди, которые берутся что-нибудь создавать – не важно в какой сфере искусства, – творцы, создающие иллюзии. И это их намерение мне нравится. У любого поэта, музыканта если есть хоть три строчки, которые вставляют, – то уже это много. Это самое дорогое в искусстве – на секунду подняться над землей. Для меня сцена как наркотик, месяц не играешь – уже ломки. А слава, известность – это побочное. Я в детстве уже был звездой на родине, там, в принципе, меня все знали, так что меня публичность не прельщает. Но я, конечно, иногда пользуюсь этим – с милицией, в магазине там... С девушками? Нет, как ни странно. Девицы сегодня настолько "на понтах", что на тему работы моей вообще не хочется с ними общаться. Они вечно все – "я не такая, я жду трамвая". А я может, тоже – жду автобуса. (смеется). И хотя мне тоже свойственны депрессии – но зато есть и счастье, полная жизнь. Если у человека есть даже невыполнимая цель – он участник культурного процесса. Я хочу делать интересные вещи, чтобы людям были не пофигу мои страхи, моя боль и переживания – всё, что наполняет жизнь. Знаете, такой панковский девиз: сжечь дом, срубить дерево и закопать колодец. Чтобы люди переживали (смеется).

"Y": У вас есть "мессидж" к зрителю?

Ф.М. Да, да, ДА!

Ребята, ну, во-первых: не всё то правда, что мы видим на экране и сцене.

А второе – я за легализацию марихуаны! Кстати, для особо продвинутых загадка – расшифруйте мой e-mail адрес: "кайфарик сука на русской земле".
(kaifarik@land.ru)


Беседовал Игорь Камиров.

Выбор читателей