Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Yтро": Ахмед Саидович, обрисуйте вкратце обстановку в республике.
Ахмед Дакаев: Несмотря на все предпринимаемые меры, ситуация остается довольно сложной. Вот цифры статистики: за два месяца этого года на территории Чечни совершено свыше 800 преступлений. Правда, надо заметить, что это немного меньше по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Но, тем не менее, из этого числа имеют место достаточное количество тяжких и особо тяжких преступлений. Так, январь и февраль этого года в Чечне "ознаменовались" порядка полусотней ДТА (диверсионно-террористических актов) и примерно таким же количеством убийств. К сожалению, такие преступления на территории республики раскрываются довольно тяжело – раскрываемость составляет порядка 20%. На это есть свои объективные причины. Как следствие, показатели по раскрываемости у нас ниже, чем в других регионах России.
Большое количество совершенных тяжких и особо тяжких преступлений выпадает на Ленинский, Старопромысловский, Октябрьский райотделы милиции Грозного. Помимо этого неспокойная криминогенная обстановка в Урус-Мартановском районе Чечни.
Мы работаем в крайне тяжелых условиях и на сегодняшний день используем все силы и средства по максимуму. Отделы и подразделения милиции делают всё возможное, чтобы как можно больше изъять оружия, всевозможных взрывчатых веществ – очистить Чечню от криминальных элементов. С начала года нашими сотрудниками изъято более 60 единиц огнестрельного оружия, свыше 2 тысяч боеприпасов, сотни взрывных устройств. Активно ведется в районах работа и по изъятию криминального ГСМ – в 2003 году зафиксировано более 200 случаев.
Что касается наркотиков, то за два месяца зарегистрировано более полусотни фактов употребления наркотических средств. Сегодня мы считаем, что пока работа по наркобизнесу ведется недостаточно эффективно. В основном нами задерживаются те, кто употребляет наркотики. Крупная рыба – реализаторы, оптовые поставщики – пока, увы, остается вне наших сетей.
В республике существует еще одна очень серьезная проблема – без вести пропавшие. На сегодняшний день зарегистрировано 65 фактов исчезновения людей. За последние два месяца из них возвращены в семьи лишь 10 человек. Опять же, такие преступления очень сложно раскрывать здесь, в Чечне. Люди пропадают по разным причинам: кто-то ушел из дома и не вернулся, больше его никто и нигде не видел, человек словно испарился; кого-то силой забирают прямо из дома неизвестные в камуфляжной форме и в масках и увозят на машинах в неизвестном направлении.
"Y": Как отразилось на работе органов правопорядка Чечни создание в конце прошлого года Министерства внутренних дел Чеченской Республики?
А.Д.: Как только образовалось министерство, нам была конкретно поставлена задача: серьезным образом подойти к проблеме вновь набираемых сотрудников, к тем, кто себя скомпрометировал или кому мы не доверяем, а также к тем, кто имеет недостаточные показатели в работе. Такой круг задач был определен кадровым аппаратом и руководством МВД ЧР. Уже сделано многое. За короткий срок установлены порядка 130 сотрудников милиции, с которыми нам придется распрощаться.
Но нам определена и другая задача, я ее считаю не менее важной – это работа с теми, кто прибывает сюда из других регионов России для работы на контрактной основе. Необходимо довести процент таких сотрудников до 30-ти. Сейчас это соотношение уже выполняется и выдерживается. Но сразу оговорюсь: мы ни в кой мере не отделяем себя от тех, кто приезжает нам помогать, ведь все мы призваны решать одни вопросы – вопросы наведения порядка на территории Чечни.
"Y": Предвидятся ли какие-либо изменения в структурных подразделениях чеченского МВД в ближайшем будущем?
А.Д.: В принципе, МВД создано в полном объеме. Сейчас министром внутренних дел ЧР внесено предложение о создании дополнительных структурных подразделений в правоохранительной системе Чечни. Вопрос этот на стадии решения. Имеется в виду создание группы по организованной преступности и двух вспомогательных подразделений милиции, которые должны быть в структуре МВД. Что касается основных подразделений, то они уже функционируют.
"Y": Как известно, одном из приоритетных направлений МВД Чечни считается воссоздание схемы "пострадавший – милиция – помощь (неотвратимость наказания)". Тогда и граждане республики будут по-иному относиться к милиции, видя в ее сотрудниках защиту и опору. Такая схема может заработать в будущем?
А.Д.: Знаете, в конце 1999 – начале 2000 года люди еще с оглядкой, а то и с опаской смотрели на милицию. Многие понимали, что она не в состоянии была решать их насущные проблемы. За последний год ситуация в корне изменилась.
Министерством разработан график приема населения руководящим составом, такие же предложения направлены во все городские и районные органы внутренних дел Чечни. Все это для того, что бы мы больше встречались с людьми, общались. От того, насколько эффективно мы станем работать с народом, будет зависеть, пойдут ли люди к нам или будут самостоятельно разбираться со своими бедами и невзгодами. И самое главное здесь – неотвратимость наказания. Если мы сумеем показать, что любое обращение к нам не остается без внимания и по нему принимаются соответствующие меры, тогда народ, безусловно, будет идти к нам.
Есть реальные факты, свидетельствующие, что с созданием республиканского МВД население оживилось. Люди сейчас пытаются внести свой вклад в дело правопорядка. Вот, например, в Старопромысловском районе Грозного местное население готово выходить совместно с сотрудниками милиции на патрулирование улиц. Налаживается работа добровольных народных дружин, опорных пунктов охраны порядка. Такие предложения вносят сами руководители местных администраций. В Урус-Мартане считают, что пора возрождать охрану общественного порядка с подворным обходом, брать под охрану конкретные улицы, особенно в ночное время суток, для того чтобы контролировать ситуацию вместе с милицией. Ростки подобных взаимоотношений наглядно показывают, что люди начали милиции доверять и даже помогать.
"Y": Чечня на пороге референдума. Ахмед Саидович, до голосования остается совсем мало времени – как милиция подготовилась к его проведению, какие меры безопасности будут предприниматься 23 марта этого года?
А.Д.: Референдум в Чечне – это для нас своеобразная проверка, если хотите, экзамен на прочность. И я уверен: мы его сдадим успешно. Органами внутренних дел и подразделениями МВД ЧР разработаны и согласованы с избирательной комиссией ЧР мероприятия, связанные с проведением голосования. Все 414 избирательных участков будут взяты под особую охрану. По большому счету, эта работа уже проводится. Участки обследуются, и о недостатках информируется местная администрация, чтобы к началу голосования все они соответствовали предъявляемым нормам и требованиям.
На охрану и обеспечение общественного порядка на период голосования будет выделено более 5000 сотрудников чеченской милиции, порядка 1000 сотрудников оперативных групп, которые работают на территории Чечни. И, вдобавок ко всему, резерв из Министерства обороны России – 3500 военнослужащих. Кроме того, мы определились с числом участников референдума. По всей Чечне это 537655 человек. На территории республики работают 168 членов избирательных комиссий. Ряд из них, по их же просьбе, взяты под милицейскую охрану, участникам еще семи комиссий выдано оружие.
"Y": Судя по последним сообщениям, боевики тоже "готовятся" к референдуму. В ход идут угрозы и запугивания населения, планируются новые теракты...
А.Д.: У бандитов, решивших сопротивляться до конца, нет другой альтернативы. Они это прекрасно понимают. С проведения голосования по Конституции республики у них выбивается почва из-под ног, уплывает их основной заработок. Что касается противодействия с их стороны референдуму, то такая оперативная информация у нас имеется.
Но и власть на местах, я считаю, сегодня активно работает, ведет контрпропаганду. Вот, по местному телевидению продолжается программа "Навстречу референдуму", в которой выступают главы администраций, руководители всех министерств и ведомств, простые люди высказывают свои мысли на этот счет. Боевикам это не нравится, и они, безусловно, принимают и будут принимать меры, чтобы запугать людей, чтобы те не ходили на выборы.
"Y": А какие конкретные шаги экстремисты предпринимают по противодействию референдуму?
А.Д.: Из Урус-Мартановского района поступила оперативная информация, что туда прибыла мобильная группа полевого командира (имя пока называть не буду в оперативных интересах). Этой группе боевиков поставлена конкретная задача – сорвать там референдум любыми путями. Известно, что они получили большую сумму денег и пытаются привлекать на свою сторону молодежь, нанять исполнителей для совершения на территории района ряда терактов. Помимо прочего им предписано вести активную пропагандистскую работу, чтобы жители не ходили голосовать. Эта информация полностью уже проверена. Руководителям райотдела внутренних дел и оперативной группы на территории данного района поставлены конкретные задачи.
Такая же информация проходила по Грозненскому (сельскому) району, где представители НВФ пытались запугать население. Эти сведения также проверялись, и по ним уже проведены соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. Акцентирую внимание на том, что любое такое сообщение не остается без внимания, на любую оперативную информацию следует адекватная реакция. Иначе нельзя. Только такими мерами мы можем опередить бандитов. Но, повторюсь, что бы они ни предпринимали по срыву референдума, им это не удастся.
См. также:
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету