Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Разум водителя восстает и вопиёт еще и потому, что никак не может смириться с мыслью, что куча лошадиных сил под капотом вынуждена не работать, показывая ту прыть, для которой и была задумана, а бесполезно крутить автомеханику. Водитель изрыгает проклятия, бесясь от мысли, что он и его железный конь вынуждены, в лучшем случае, тащиться "в час по чайной ложке". Каждый второй в ярости лупит по рулевому колесу или матерно ругается на "хамский" маневр соседа по затору. Некоторые пытаются хоть как-то перескочить на соседнюю – как им кажется, более быструю – полосу, провоцируя уже дела серьезные. Но – тщетно. Железный поток замер, и отдельные всплески не в силах изменить общей картины...
Альтернатива
Можно ли относится к стоянию в пробках иначе? И не просто смириться, а попытаться перевернуть ситуацию, извлечь из нее хоть какие-то положительные эмоции? Обратимся к опыту страны, где проблема автомобильных пробок существует намного дольше, чем у нас. Например, в Вашингтоне, столице самой моторизованной страны мира, многие считают, что чем ты дальше живешь от места работы, тем выше твой статус. Работающие в Вашингтоне жители его окрестностей добираются до работы не менее полутора часов (в одну сторону). И 45% из них (почти половина!) "очень рады такой возможности – по три часа ехать на службу и наслаждаться поездкой".
Чтобы понять причину этого, следует отметить, что городской транспорт, в нашем понимании, в Америке нормально функционирует в считанных городах. Там, где есть метро, это еще полбеды, но там, где его нет, пользоваться автобусами, которые ходят когда вздумается (трамваи есть всего в шести городах, а троллейбусов нет вовсе) и почти не функционируют в выходные дни, весьма затруднительно. Зато вся Америка поголовно на машинах, а езда в часы пик в рабочий день – что в Нью-Йорке, что в Лос-Анджелесе, что в предместьях Вашингтона – "развлечение" не для слабонервных. Часовые пробки, ремонт хайвеев, перекрытие целых участков трассы по поводу дождя, легкого снега или, не дай Бог, грязевого потока – явление здесь более чем привычное. И никакого иного выхода, кроме сидения часами в своих автомобилях в таких "трэфик джемах", водителям никто не предоставляет. В результате машина для них превращается в некий "второй дом".
"Я очень рад тому, что могу, добираясь на работу, каждый день тратить по три-четыре часа, – говорит Кис Броун, служащий одного из министерств. – Если бы я жил в пяти минутах ходьбы от работы, то, наверное, просто сошел бы с ума от скуки. Когда я сижу по часу в автомобильной пробке, я наслаждаюсь невероятной свободой от всего – от семьи, с которой столько хлопот, от сынишки, которого надо с утра отвезти в школу и который доканывает меня, когда я возвращаюсь домой, от сослуживцев, которых вижу с утра до вечера". А еще господин Броун обожает поднять стекла машины, включить "кондишн", настроить приемник на любимую волну "мягкого рока" и потихоньку потягивать крепко заваренный кофеек. "Никто мне в машине не говорит: "помой посуду", "скорей поехали, а то опоздаем"; не слышно ни телевизора, ни плача ребенка... Я как бы отрешаюсь от всего мира и наслаждаюсь свободой, которую мне дает проживание на приличном от службы расстоянии", – убежден Броун. Кстати, учитывая, что таких мистеров Броунов в Америке сотни тысяч, десятки рекламных компаний делают колоссальный бизнес на продвижении товаров именно в часы пик через радиоканалы на коротких волнах. Однако следует уточнить, что подобная тяга к "дорожному одиночеству" наблюдается у американцев где-то до 35 лет. Чем человек старше, тем больше его тянет к общению.
Доктора рекомендуют
По оценкам врачей, для среднего американца рекомендовано жить от работы в пределах 30-60 минут езды. Если ближе – организм не успевает перестраиваться с режима "работа – дом"; если дольше – поездка становится в тягость, какую бы музыку ни слушал водитель и сколько бы стаканов кофе ни выпивал. Имеет ли какое-нибудь значение для американцев, едут они на работу по запруженной дороге или по пустому хайвею? Оказывается – никакого. Так, 86% водителей, ездящих на работу в Вашингтон из пригородов, заявили, что самое главное в дороге – "быть в машине одному, чтобы никто не беспокоил", а есть впереди тучи чадящих машин или никого нет – всё равно.
Второй дом
Правда, в ряде штатов и городов США запретили вождение машины и одновременный разговор водителя по сотовой связи, даже если вы не держите трубку у уха (это имеет право делать только пассажир). Но это не меняет главного. Постепенно машина из средства транспорта все больше превращается для ее владельца уже не только во "второй дом", но в некое метафизическое пространство, в котором его обитатель чувствует себе по-настоящему свободным, спокойным и счастливым. Ну, наверное, почти так же, как в свое время в утробе у матери...
Без кондиционера и автоматики
А как обстоят дела у нас на родине, где и вони бензиновой побольше, и руками работаешь как фокусник, переключая передачи? Тоже всё равно, ехать или стоять, лишь бы в "автомобильном доме"? Вряд ли. Если б в Москве провели опрос, аналогичный вашингтонскому, – ни за что не набрали бы такое же большое количество респондентов, испытывающих кайф в бесконечных пробках. Не считая, конечно, некоторых водителей, для которых "время – деньги" в буквальном смысле. В крупных российских городах они специально выискивают заторы и стремятся как можно дольше в них оставаться. Это водилы с почасовой оплатой. И клиент ничего не может поделать – куда тут денешься... Остальные же ведут себя так, как описано в начале статьи.
Как-то я провел блиц-опрос. Мнения были разные. Вот самые любопытные позитивные наблюдения: один в пробках выучил английский, другой – методично настраивал свою личную жизнь на улучшение, в конце концов сделал предложение новой будущей жене и получил согласие. Но большинство утверждают, что все зависит от настроения, с которым садишься за руль. Если "все плохо", дома и на работе "не ладится" – пробка усиливает негатив, делает стояние в ней невыносимым.
Эпилог
"...Стоя в пробке, я с доброжелательным любопытством рассматриваю все вокруг. Автомобили, людей внутри. Тут ссорятся в салоне, там целуются, кто-то говорит по мобильнику. Кипит жизнь, хотя и стоим. Так было не всегда. Когда-то все это вызвало настоящую головную боль. Я даже хотел нанять шофера – там изматывали бесконечные пробки. Они разъедали меня, не давали сосредоточиться. Пока я сам не сказал себе – стоп, надо менять отношение к проблеме! Да, на дорогах полно отморозков, ездящих как попало, полно старых машин, которые ломаются в самый неподходящий момент перед твоей тачкой... Но это не повод превращать свою жизнь в каждодневный кошмар. Я успокоился. Получаю удовольствие от всего, в том числе и от пробок. Надо осознать: стояние в пробке – не потерянное время, это такая же часть жизни, ну, скажем, как сон, еда. Перемещение в пространстве требует усилий. Если совсем уж невмоготу – спустись в метро, оставь машину у станции при подъезде к центру (хотя это небезопасно). В общем, как говорят в правильных книгах, начни с себя..."
Ну, вот, плюс на минус поменять реально. Главное – создать гармонию пространства вокруг себя – и за это вам точно воздастся на дорогах.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику
Некоторые не выдержали критику и передумали