Теперь есть кому ответить за козла

Как показывает практика, козлов особенно никто не ждет – они приходят сами. И, что характерно, остаются. Хотя им никто не рад




Возрадуемся, добрые люди! – теперь есть кому ответить за козла. Хотя исторические источники во избежание всевозможных осложнений не раскрывают имя человека, который одомашнил сие животное, доподлинно известно место и время этого события: середина августа 1042 г. до н.э., земли племенного союза Урарту возле озера Ван на крайнем севере Месопотамии – иначе говоря, на территории современной Армении. Когда царь будущего государства Урарту просветитель Сардури ввел во вверенных ему владениях ассирийскую клинопись, указание на это замечательное событие было запечатлено на специально приготовленных стелах. Хоть времена были дремучие, писцы и хроникеры работали с исключительной аккуратностью, так что придется поверить в то, что именно оттуда козлы позже попали в Древнюю Грецию, куда их в качестве важного экспортного товара переправляли по Средиземному морю и течению Дуная. Там-то они разгулялись как полагается, даже вошли в мифологию. Гордое племя козлов встало на задние копыта, дабы виднее было их оттопыренное достоинство, и уже в таком виде стало в массовом восприятии фавнами и сатирами. То есть теми козлами, от которых темной ночкой спасу не было ни нимфам, ни уж, тем более, излишне доверчивым эллинским девушкам.

Иначе и быть не могло. Ведь козлу именно такая роль с самого начала, при введении его в человеческий быт, и предназначалась. Не козе. От нее-то пользы куда больше – и молоко, и нежнейшая ангорская шерсть, и приплод, который годился для жарки на вертеле. Люди сообразили, что коза – животное нужное, куда раньше, чем нашли занятие самому козлу, от которого ни молока, ни чего остального добиться было невозможно.

Как показывает практика, козлов особенно никто не ждет, они приходят сами. Скептическое отношение человека к козлу косвенным образом отразилось на шумерской традиции – связывать смену времен года с появлением на небе определенных знаков зодиака. Древнейшие из них – Телец, Овен, Рыбы и Козерог. Щедрый май ассоциировался с дающим молоко, мясо и тягловые услуги крупным рогатым скотом, его предшественник апрель – с плодовитыми отарами, Рыбы были просто продуктом питания. А до этого, когда еще холодно и голодно, шел он самый. Козел.




Исторические хроники более позднего периода повествуют о героических поступках, совершаемых одомашненными братьями нашими меньшими. Собаки, преданно следовавшие за человеком на протяжении практически всего периода его осмысленного существования на Земле, вытаскивали детей из зданий за минуты до землетрясения, лошади выносили раненых воинов с поля боя, и даже самодовольные и не очень умные гуси в 390 г. до н.э. своим возмущенным гоготом разбудили на стенах Капитолия задремавшую стражу, которая не заметила подбирающихся галлов. С тех пор священных гусей стали в Риме называть спасителями. Правда это или вымысел составителей римских анналов, сказать трудно, но про козлов ничего подобного сочинять даже не пытались. Все равно бы никто не поверил.

Впрочем, человеческая изобретательность применение козлам искала без устали: на древнем востоке козлам приходилось лизать щедро смазанные солью пятки пленных, после чего те сходили с ума или выдавали от невыносимой щекотки все военные тайны; расставаться с рогами для изготовления инкрустированных емкостей для винных возлияний; Аврааму посчастливилось заменить козлом отпущения на жертвенном алтаре своего сына; колдуны вуду использовали черепа козлов во время солнечных затмений для самых жутких ритуалов, а франки поступали еще проще – привязывали козлов как приманку для крупного хищника. В России, как объясняют филологи, поговорка "Драть как сидорову козу" имеет сразу два смысловых центра: имя Сидор в народе часто связывалось с представлением о злом или сварливом человеке, а у козлов, опять же по фольклорным понятиям, – очень вредный характер. Даже братец Иванушка, напившийся водички из копытца, вел себя до этого с сестрицей Аленушкой как форменный... Так что поделом, чего уж.

Убедившись в том, что кроме как на сексуальные подвиги козел ни на что не годен, на бесполезных самцах, необходимых все же для нормального самочувствия кормилицы-козы, люди всячески срывали свое плохое настроение. Дошло до того, что родственник того самого первого козла угодил в Красную книгу исчезающих и редких видов животных и птиц СССР.




Обратимся к биологии. На языке науки интересующий нас вид называется Capra aegagrus или aegagrus Erxleben, то бишь козел кавказский бородатый безоаровый, получивший свое название за густую и длинную бороду. Рога у самцов черные, длинные, саблеобразно изогнутые. Окраска меха на спине и боках летом рыжевато-бурая, зимой – серовато-бурая. Вдоль спины тянется черно-бурая полоса, обычно такая же охватывает основание шеи в виде хомута – видимо, как напоминание о первом одомашнивании. В сравнении с другими козлами он небольших размеров: длина тела 120-160 см, масса 35-40 кг. Ведет оседлый образ жизни. На зиму спускается ниже по склонам в поисках пищи. Пасется по Yтрам и вечером, кормится травянистой растительностью, листьями и ветвями кустарников. Взрослые самцы большую часть года держатся отдельно, образуя небольшие группы по 2-7 голов. Осенью сбиваются в стада по 30 голов. Гон у бородатых козлов проходит с середины ноября до половины декабря. Между самцами нередки драки. Самцы первый раз принимают участие в размножении в 3-4 года. Численность в неволе: 6 бородатых козлов содержатся в Ереванском зоопарке, 4 – в Центре прикладной зоологии Академии наук Армянской республики. Размножение в неволе успешное, сравнительно легко скрещиваются с другими видами козлов и с домашними козами. Распространение в естественных условиях: в Армении от долины реки Аза до склонов Зангезурского, Мегринского и Баргушатского хребтов. Впрочем, эта информация (по материалам монографии К.А Айрумяна и К.М. Гаспаряна "Редкие млекопитающие фауны СССР") приводится исключительно для тех, кто козлов в жизни никогда не встречал. Думаю, вы со мной согласитесь – таких везучих мало.

Итак, мы знаем о козлах, когда и где. Кто? Судя по всему, решилась накинуть на дикого козла хомут все-таки женщина. А вот кто сделал запись об этом? Клинопись своим рисунком очень напоминает отпечатки копыт. Так что, возможно... Вот-вот. Тот самый.

Выбор читателей