Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Еще не ясно, какой нефтью украинцы собираются заполнять свою трубу. Предыдущие два года трубопровод стоял пустым. То речь шла о казахской, то об азербайджанской нефти. Последним по времени стало предложение американской компании ChevronTexaco, которое было сделано украинскому правительству во время визита их вице-премьера по ТЭК Андрея Клюева в Вашингтон в конце января этого года. Уполномоченный Украины по развитию Евразийского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук сообщил, что ChevronTexaco якобы готова ежегодно подавать в трубу на Броды около 6 млн т нефти в год для транспортировки на заводы в Германии. Даже если это предложение менее выгодно, чем реверс ТНК-ВР, понятно, что решение о прямом использовании окончательное, что подтвердил премьер-министр Виктор Янукович. Таким образом, украинцы вместе с поляками всерьез собираются дотянуть трубопровод до польского Плоцка. Оттуда нефть должна поставляться к терминалу в Гданьске либо транспортироваться в Европу по существующей сети трубопроводов. На строительство участка нефтепровода Броды - Плоцк нужно около трех лет, и правительства Украины и Польши уже уполномочили компании "Укртранснефть" и "Пшиязнь" создать совместное предприятие, которое будет координировать работы по достройке нефтепровода и привлекать требующиеся около $500 млн инвестиций.
Очевидно, что Украина таким образом пытается стать ключевым звеном в транспортировке углеводородов в Европу. Это ее стремление поддерживают США и ЕС, интересы безопасности которых требуют иметь как можно больше альтернативных путей транспортировки нефти в Европу. Тем более, что провоз танкерами по Босфору и Дарданеллам с каждым годом становится все более проблематичным.
Противоречат ли транспортные планы Украины интересам России? Сами украинцы уверены, что если подойти к вопросу прагматично и без лишней политизации, то ни в коей мере. Более того, украинцы хотели бы, чтобы России стала партнером в проектах расширения нефтетранспортных коридоров. Уже на следующий день после решения об аверсе Одесса - Броды министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов был в Москве и на встрече с министром энергетики России Игорем Юсуфовым предложил российским коллегам варианты расширения сотрудничества по транспортировке нефти. По мнению Сергея Ермилова, Россия также могла бы использовать мощности евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТ) Одесса – Броды - Плоцк и европейские порты, в результате чего Россия может получить дополнительные транзитные возможности в 20-25 млн т нефти ежегодно в течение трех-четырех лет. Более того, С.Ермилов сообщил, что украинское правительство планирует концессию нефтепровода Одесса - Броды и терминала "Южный". "Мы рассматриваем среди потенциальных участников концессии российские компании, такие как "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР и другие", - сказал министр.
ТНК-ВР, в свою очередь, предложили поставлять заявленные к реверсу 9 млн т по Приднепровским нефтемагистралям. Александр Тодийчук считает, что использование этого маршрута позволит компании ежегодно экономить $27 млн за счет более короткого расстояния. Таким образом, заметил он, Украина сможет транспортировать и каспийскую, и российскую нефть. "Мы сможем реализовать сценарий, который никого не обидит", - сказал Тодийчук. К слову сказать, вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев тоже считает, что решение о прямом использовании нефтепровода Одесса - Броды не затронет интересы ОАО "АК "Транснефть". При этом он отметил, что "Транснефть" должна была выступать только как оператор в случае реверсивного использования нефтепровода. "Мы подписались под ТНК-ВP, потому что мы должны были быть операторами", - сказал Григорьев.
Впрочем, ТНК-ВР такой исход дела ничуть не порадовал. Президент компании "ТНК-Украина" Александр Городецкий заявил, что ТНК-ВР будет продолжать настаивать на реверсе милого их сердцу Одесса - Броды, утверждая, что транспортировать нефть по Приднепровским нефтепроводам компания не может из-за дефицита транспортных мощностей на юге России. Вообще, ТНК-ВР изначально утверждала, что ввязывается в борьбу за реверс лишь из-за того, что российские экспортеры остро нуждаются в новых экспортных маршрутах и мощностях. Утверждение несколько спорное. Другие участники рынка подобного дефицита не замечают. В частности, по мнению вице-президента "ЛУКОЙЛа" Леонида Федуна, "проблема дефицита транспортных мощностей для транспортировки нефти в России в настоящее время снята". Такого же мнения придерживается и руководитель "Транснефти" Семен Вайншток. "На юге России производительность нефтепроводной системы через Новороссийский порт возросла на 3 млн т в год, и на 19 млн т с учетом Холмогорского направления. Это существенная прибавка для нефтяников по экспорту нефти", - сказал он на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
Зачем же ТНК-ВР, в таком случае, понадобился реверс? Куда вообще намерена компания вести танкеры с нефтью, после загрузки их в порту Южный? Вопрос не праздный, учитывая, что уже в этом году порты Черного моря оказались под завязку затоварены нефтью, после штормов и временного закрытия Босфора для прохода танкеров. Многие эксперты сильно сомневаются, что цель ТНК-ВР хоть как-то связана с потребностью российской нефтянки. Нелишне указать, что лидирующей в этой аббревиатуре является отнюдь не ТНК. И вполне возможно, что во все этой истории с реверсом ТНК всего лишь представляет интересы Вritish Реtrоlеum Amoco.
Интерес этот вполне очевиден, если вспомнить некоторые факты. Именно Вritish Реtrоlеum наиболее активно работает сейчас на азербайджанском шельфе Каспия, и, соответственно, вопрос транспортировки каспийской нефти для ВР отнюдь не праздный. С другой стороны, рынок потребления нефти в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы еще не сложился. Сейчас на нем работают в основном местные компании, которые старательно защищаются от проникновения транснациональных корпораций. Впрочем, гиганты еще всерьез и не интересовались этим рынком. Последнее десятилетие XX в. они были больше озабочены слияниями в отрасли, освоением Каспия и, конечно, Персидским заливом. Ожидается, что активность они начнут проявлять как раз в ближайшие два-три года. Среди заинтересованных игроков называют Shell, ChevronTexaco и, понятно, Вritish Реtrоlеum Amoco. Вероятно, и такие российские крупные игроки, как "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" тоже будут претендовать на часть рынка.
Нефтепровод Одесса - Броды - Плоцк в играх гигантов занимает весьма интересное место. Чтобы по этому поводу ни говорили сейчас в ТНК-ВР, но по нему действительно удобно везти каспийскую нефть в Европу. Потому еще восемь лет назад Shell, Chevron и ВР по очереди предлагали Украине создать концессию на строительство нефтепровода. Однако тогда украинцы предпочли брать кредиты, но сохранить полный контроль над трубой. Было ли такое решение разумным, покажут будущее заполнение трубы, прибыли от транспорта нефти и то, сколько теперь смогут взять украинцы от желающих поучаствовать в концессии.
Таким образом, у ВР есть нефть, есть желание присутствовать в Восточной Европе, осталось только получить трубу. Тут возникает несколько нюансов, с одной стороны, отдавать свою трубу украинцы не спешат. С другой, года через два ChevronTexaco планирует выйти на серьезные объемы добычи нефти в Казахстане и уже сегодня конкурирует с ВР за рынки ее продажи. С третьей, ВР все еще озабочено постройкой нефтепровода Баку - Джейхан, который в свое время из-за сугубо политических мотивов горячо поддержали США, но который также оценивают как не слишком рентабельный. Потому сегодня ВР даже при своих громадных оборотах просто не в состоянии тянуть два проекта.
Еще хуже, что из-за интересов частной компании правительства двух стран уже второй год довольно напряженно общаются в вопросах ТЭК. В самой России это стимулировало активность по поиску путей транспортировки в обход Украины. Например, оператор российских магистральных нефтепроводов компания "Транснефть" изучает возможность строительства нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы, которые сейчас пропускают танкеры с большими задержками. Нефтепровод стоимостью $913 млн хотят вести по территории Турции до Ибрихабы на берегу Эгейского моря. Институт "Гипротрубопровод" уже подготовил по просьбе "Транснефти" сравнительный анализ нефтепроводов, обходящих Босфор: Бургас — Александруполис, Бургас — Влёра, Констанца - Триест, Констанца - Омишаль и, кстати, варианта реверса Одесса — Броды - Омишаль. Анализ показал, что наиболее привлекательной является транспортировка по нефтепроводам Бургас - Александруполис и Кыйикей — Ибрихаба. Доставка нефти танкерами из порта Новороссийск в итальянскую Аугусту обходится сейчас в $19,3/т для партии объемом 1 млн бар. - максимально возможной для Босфора. Из этой суммы около $6,6/т уходит на оплату простоя судна в турецких проливах. Напомним, выше мы уже говорили, что реальной потребности в дополнительных транспортных мощностях нет.
Справка:
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса - Броды была сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн т нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. куб. метров. Морской нефтяной терминал "Южный" способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн т в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. куб. метров. Стоимость транспортировки одной тонны нефти по всей протяженности трубопровода составит 27,5 гривны ($5,2) за тонну.
Трубопровод ориентирован для поставки в Европу нефти из Каспийского региона. Для этого сырье должно перекачиваться по нефтепроводу Тенгиз (Казахстан) - Новороссийск (Россия) или Баку (Азербайджан) - Супса (Грузия), а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу.
Планируется, что вскоре Польша начнет строительство нефтепровода до Плоцка. В январе текущего года в Варшаве было подписано соглашение о создании совместного предприятия по строительству нефтепровода из Бродов в Плоцк. Оттуда нефть должна поставляться к терминалу в Гданське либо транспортироваться в Европу по существующей сети трубопроводов.
Стоимость строительства польской ветки мощностью 44-45 млн т составит $465,4 миллиона. 27 ноября 2003 г. в Брюсселе Украина и Польша подписали межправительственное соглашение об интеграции нефтепровода Одесса – Броды с польскими нефтемагистралями, которое поддерживает создание Евразийского нефтетранспортного коридора Одесса – Броды - Плоцк.
Стало известно, что творили украинские девушки