Проигранная революция

"В конце концов, лучше оргазм, чем бомба" – так суммировал Бернардо Бертолуччи содержание своего нового фильма "Мечтатели" и одновременно прокомментировал атмосферу, окружающую его

Мечтатели (The Dreamers)
Великобритания – Франция – Италия, 2003
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Ева Грин, Майкл Питт, Луи Гаррель




"В конце концов, лучше оргазм, чем бомба" – так суммировал итальянский классик Бернардо Бертолуччи содержание своего нового фильма "Мечтатели" и одновременно прокомментировал атмосферу, окружающую его.

Во время студенческих волнений в Париже 1968 года у здания Французской синематеки американский студент Мэтью знакомится с близнецами Тео и Изабель. Фильм Бертолуччи – это история взросления трио невинных мечтателей-киноманов, укрывшихся от реального мира в коконе своей квартиры и любимых фильмов.

Бертолуччи начинал как ученик неореалистов и младший современник режиссеров "новой волны", но не был ни тем ни другим. В 70-е он взрывал общество "Конформистом" и "Последним танго в Париже", в 80-е получил девять "Оскаров" за эпическую картину "Последний император", в 90-е его новые работы ждали с умеренным нетерпением и встречали с вежливым недоумением. В "Мечтателях" он вернулся во времена своей молодости, воспевая кино, свободу и страсть.

Для Гильберта Эдера, автора романа, по которому поставлен фильм, и соавтора его сценария, события 1968 года в Париже – часть личного опыта, как и для режиссера. Киноманы и франкофилы, они нередко бывали в Париже в 60-х, но никогда не встречались. В 1968 г. Эдер находился во Франции и сам участвовал в демонстрациях. Бертолуччи работал в Риме над "Партнером" по "Двойнику" Достоевского, а в своем воображении уносился в Париж, откуда его актер Пьер Клементи каждые выходные привозил свежие новости.

Собственную ностальгию Эдер и Бертолуччи пытаются трансформировать в "Мечтателях" в послание новому поколению. Показ исторических событий занимает в картине совсем немного места. Скорее создателей интересует история идей и изображение духа времени. Этот дух воплощают в фильме не политики и революционеры, а киноманы, и сражения их происходят на "тихом фронте". "Мы думали тогда, что секс – это тоже революция", – говорит Бертолуччи, а Эдер считает, что лента имеет дело с тремя утопиями: политической, кинематографический и сексуальной. Молодежь 60-х верила, что может изменить что-то в этом мире, верила в свое будущее и отстаивала свои только что осознанные права. Кино же в этом "коктейле Молотова" выступало объединяющей силой и, зачастую, катализатором. Волнения в Париже начались с протестов против увольнения директора Французской синематеки Анри Ланглуа – с этого начинается и фильм. Кино тоже было страстью в дни, когда не было видео и DVD и один пропущенный сеанс Синематеки означал навсегда упущенную возможность посмотреть редкий фильм.

Сегодняшняя молодежь, по словам Бертолуччи, ничего не знает о событиях 68-го года: "Они принимают сегодняшнюю свободу как нечто само собой разумеющееся, не зная, что многое было достигнуто именно в 1968-м". Зрители "Мечтателей" больше не мечтают. Они не оглядываются на прошлое и не заглядывают в будущее, они живут настоящим. Единственная интересующая их революция происходит в третьей части "Матрицы". Бертолуччи и Эдер хотят познакомить молодежь с дорогими их сердцу утопиями.

Режиссер утверждает, что понять взаимоотношения героев можно только в контексте того времени. Контекст представлен отрывками из "Королевы Кристины", "Отдельной банды" и "На последнем дыхании", портретом Мао рядом с фотографией Марлен Дитрих и репродукцией картины Делакруа "Свобода, ведущая людей на баррикады" с наклеенным на нее лицом Мэрилин Монро. Остальное содержание фильма составляет подробно показанный menage-a-trois в исполнении красивых молодых актеров. Они являются связующим звеном между зрителями и создателями "Мечтателей" и даже, в некотором роде, с его событиями. Изабель играет "до неприличия красивая", по словам самого Бартолуччи, дебютантка Ева Грин. Ее мать Марлен Жобер дебютировала в кино в 1965 г. у Годара, а в 1967 г. снялась у еще одного режиссера "новой волны" Луи Маля. Исполнитель роли Тео Луи Гаррель – сын режиссера и внук актера. Повествование ведется в фильме от лица, американца Мэтью, "третьего лишнего", которого сыграл Майкл Питт. Он снимался у скандалиста Ларри Кларка ("Bully") и в молодежном телесериале "Бухта Доусона". Первоначально эту роль должен был играть чуть более известный Джейк Гилленхаль, но отказался из-за многочисленных эротических сцен.

Бертолуччи перенес акцент с политики на эротику, но и она получилась недостаточно революционной. В кадре так много обнаженных тел, что всякая сексуальность вытесняется за его рамки, и отсутствие искры между актерами никак не облегчает ситуацию. После выхода "Последнего танго в Париже" режиссера вместе с исполнителем главной роли Марлоном Брандо хотели посадить в тюрьму из-за "непристойности" фильма. Сейчас Бертолуччи пытается представить попытку американских дистрибьюторов урезать "Мечтателей" на одну минуту как ограничение свободы выражения. Борьба против пуританства сменилась борьбой за удобный прокатный рейтинг. Революции снова не получилось.

Смотрите в кинотеатрах с 18 марта.

Выбор читателей