Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Укрепление доллара по отношению к рублю происходит на фоне его усиления и по отношению к евро. Это, казалось бы, могло в значительной степени объяснять массированное наступление "зеленого" на российском участке валютного фронта. Однако всем хорошо известно, что как раз на этом участке валютный рынок подчиняется прежде всего воле ЦБ. И потому причины происходящего, скорей всего, следует искать в несколько иной сфере.
С недавних пор достоянием широкой общественности стало известие о постепенном прекращении бурного оживления в промышленности. С учетом этой информации нетрудно понять происходящее сейчас вокруг доллара. Как известно, несколько дней назад состоялась рабочая встреча Путина с председателем ЦБ Игнатьевым. В ходе беседы главный банкир страны поведал президенту о том, что за первые три месяца 2004 г. реальный эффективный курс рубля увеличился на 4,7%, "в то время как прогнозировали за год в целом на 3-5%". Тогда – возможно, на свою беду – Сергей Игнатьев поспешил уверить президента в том, что Центробанк "внимательно отслеживает ситуацию на валютном рынке, и пока никаких негативных последствий мы не видим". На что глава государства заметил: "Так быстро и не будете наблюдать". Слова эти говорят о многом, и глава ЦБ, похоже, смысл их понял хорошо. Нет оснований сомневаться в том, что с подачи советников и экспортно-сырьевых лоббистов идея несовместимости удвоения ВВП и победы над бедностью с дорогим рублем окончательно укрепилась в сознании президента.
Подобные предположения подтвердил и Михаил Фрадков, который заявил журналистам: "Правительство России и Центральный банк будут предпринимать действия по выполнению ранее утвержденных параметров темпов укрепления рубля". По его словам, ЦБ "должен стараться уложиться в параметры действующего социально-экономического прогноза". И далее Фрадков заявил, что чрезмерное укрепление национальной валюты может вызвать снижение конкурентоспособности российских компаний и замедление темпов экономического роста.
Можно говорить о том, что Владимир Путин дал команду начать борьбу с дорогим рублем, и ЦБ с правительством не осталось ничего другого, как взять под козырек. Эволюция приоритетов российской валютной политики на сегодняшний день просматривается достаточно четко. Несколько лет назад Минфин и ЦБ в первую очередь интересовало накопление золотовалютных резервов и сдерживание роста валютного курса. На смену этому пришел контроль за инфляцией, сопровождающийся укреплением рубля. Теперь можно наблюдать очередную смену приоритетов.
Принесет ли она желаемый эффект – вопрос риторический. Прежде всего, это связано с тем, что валютный курс и инфляция находятся в прямой зависимости друг от друга. Увеличивая или уменьшая одно, ЦБ получит обратное пропорциональное изменение другого. Изменить ситуацию могло бы появление достаточного количества финансовых инструментов, способных связать эмитируемые Центробанком рубли, предназначенные для скупки нефтедолларов. Но, похоже, Минфин пока не готов предоставить такие инструменты в нужном количестве.
В связи с этим ЦБ будет вынужден все же отдать приоритет сдерживанию инфляции, ибо последствия невыполнения этой задачи могут оказаться куда более ощутимыми для всех, включая конкретных персоналий. К тому же, в "Направлениях кредитно-денежной политики на 2004 г." четко указано, что предельное укрепление реального эффективного курса рубля в текущем году составит 7%, а значит, ситуация пока еще не приняла критического оборота.
Скорей всего замечание президента повлечет за собой определенную имитацию бурных действий со стороны ЦБ, но не более того. В Центробанке прекрасно понимают, что гоняться за двумя зайцами неэффективно и чревато неприятностями, даже если это велено делать по приказу Самого. А значит, серьезных изменений на валютном рынке ждать не стоит. Это достаточно скоро станет понятно всем участникам рынка, и жизнь на нем потечет своим чередом.
Некоторые в русофобской стране готовы трезво смотреть на ситуацию