Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото AP |
Сопротивление оккупационным властям фактически не прекращалось весь минувший год: то и дело в Ираке гремели взрывы, излюбленной формой борьбы стали диверсии на нефтепроводах. Но если с подобными партизанскими вылазками силы коалиции еще могли как-то совладать, то нынешнее восстание шиитов повергло их самих в шок и трепет. За время наиболее ожесточенных боев погибли около 80 военнослужащих США (по другим данным – не одна сотня) и более 600 иракцев, еще 1200 получили ранения разной степени тяжести. Причем, по словам сотрудников местных больниц, 85% убитых и раненых – это дети и женщины. Только очень небольшое число жертв составляют мужчины боеспособного возраста.
В этом состоит трагедия всех партизанских войн: за храбрость повстанцев расплачиваются их семьи, деревни и города, которые не могут укрыться от ответных ударов раздраженного или напуганного противника. Сейчас США подвергаются суровой критике за действия в Ираке. Даже ближайшие союзники англичане – и те не выдержали происходящего. Руководство британского военного контингента в Ираке заявляет о "безмерном применении американцами силы", которая "непропорциональна действительной угрозе". "Американцы видят в иракцах недочеловеков", – цитирует Sunday Telegraph мнение высокопоставленного британского офицера, употребившего в интервью нацистское выражение на языке оригинала. "Людские потери среди иракцев американцам совершенно безразличны", – добавил он. Для американцев "Ирак – бандитская страна, а все иракцы – злодеи". Для подавления отдельных террористов "американцы обстреливают тяжелыми орудиями густонаселенные жилые районы. Американцы должны прекратить тактику "раскалывания каждого ореха отбойным молотком". По его словам, все британские командиры едины в этом мнении. И это уже привело к напряженности в отношениях между британским и американским командованием. Два бывших министра иностранных дел Великобритании, Дуглас Херд и Робин Кук, тоже выступили с острой критикой американской политики выжженной земли в Ираке. "Невозможно завоевать сердца и умы людей, заполняя больницы и морги", – решительно заявил Херд.
Но сбавить обороты американскому президенту, возможно, просто не под силу: его войска, находящиеся в Ираке, ведут себя так потому, что они напуганы. Они находятся в ситуации, когда смерть поджидает их буквально за каждым углом, а противник растворяется в толпе мирных жителей; похищения людей, надругательство над трупами – все это добавляет жути. "Сегодня уже ясно: все идет к тому, чтобы американцы ушли из Ирака, и позорное бегство США – это вопрос времени", – считает директор Института политических исследований Сергей Марков. Причем, по его мнению, это бегство начнется уже осенью, и основой его причиной станет рост числа погибших американских солдат.
Действительно, армии вроде американской на поверку оказываются очень "нестойкими" к серьезным боевым действиям. Во-первых, им мешает... демократия. Общественное мнение, от которого зависит исход следующих выборов, не позволяет руководителю вести чересчур кровопролитную войну. А по результатам недавнего социологического опроса, проведенного журналом Newsweek, уже 64% американцев боятся, что Ирак станет для их страны новым Вьетнамом. Во-вторых, американцы задумываются об уходе, потому что сами их войска не хотят идти на чрезмерный риск. Ведь не секрет, что солдаты-контрактники (и особенно американские) рассматривают свою службу как род бизнеса, который приносит неплохие деньги. Кто-то стремится получить гражданство. Но рисковать сверх меры – увольте! Ни за какую демократию! Известны случаи, когда американские солдаты отказывались идти в бой, считая, что недостаточно хорошо проведена артподготовка. Это было во Вьетнаме №1...
А во Вьетнаме №2 135-тысячная армия, вооруженная по последнему слову техники, дрожит перед партизанскими отрядами, которые, как в песне, "занимали города". Политолог Сергей Марков полагает, что Соединенные Штаты будут пытаться передать свою зону ответственности другим странам. Однако пример Испании показал, что мало кто из уважающих себя государств захочет взять на себя эту почетную обязанность: кто уже ввязался, тот старается отсидеться, не вступая в бой с повстанцами. Возможно, придется выслуживаться новобранцам – странам Восточной Европы, которых только что приняли или обещают принять в НАТО. Этим от "наряда вне очереди" по Ираку не отвертеться.
Эксперт вашингтонского Центра международных стратегических исследований, теоретик американской доктрины "Шок и трепет" Эрлан Ульман полагает, что пока не поздно, пока американцы окончательно не потеряли контроль над ситуацией, следует разделить Ирак на части – курдскую, суннитскую и шиитскую. "Это лишит отдельные группировки мотива для объединения против сил коалиции. Три крупных этнических группы станут суверенными на своих территориях, они создадут отдельные местные структуры при экономической поддержке стран международной коалиции". Одна беда – "придется отказаться от проекта сохранения единства Ирака". Но ведь для того, чтобы контролировать второй по величине мировой резервуар нефти, единство страны вовсе не обязательно.
А контролировать и охранять нефть помогут солдаты... Другие солдаты. Называются они "corporate warriors", или, попросту, наемники. Бывшие спецназовцы и бойцы французского Иностранного легиона, европейские искатели приключений и непальские гурки, американские рейнджеры и израильтяне, закаленные в борьбе с арабами, хорваты и австралийцы – все они стекаются сейчас в Ирак. Они начали помогать службам безопасности еще во времена Клинтона. В Вашингтоне быстро смекнули, что в "миротворческих" операциях очень выгодно использовать наемников: они свое дело знают, вопросов не задают, и шума меньше. С приходом Буша-младшего дело приобрело размах: солдатам удачи даже поручили охрану посольств. Глава американской администрации Ирака Пол Бремер тоже живет под охраной таких бойцов. А всего их в стране сейчас порядка 20 тысяч – настоящая частная армия! Причем отныне вполне легальная – ведь ее услугами пользуются представители официального Вашингтона. Конечно, качество "услуг" должно быть соответствующим: компании вроде "Blackwater" и "DynCorp" не берут "на работу" искателей приключений. Им нужны люди с трезвым умом, владеющие всеми достижениями военных технологий, специалисты, прошедшие практику в "горячих точках" планеты. Разумеется, и зарабатывают они в два-три, а то и в пять раз больше, чем служащие регулярной армии. В общем, хороший бизнес. Но вот те несчастные четверо, обгоревшие трупы которых толпа иракцев таскала по улицам Эль-Фаллуджи, как раз и были "корпоративными воинами" компании "Blackwater". Понятно, что у местного населения с этим контингентом особые счеты.
А что происходит по ту сторону баррикад? Там все настойчивее говорят о "священной войне". Наблюдается сплочение различных сил исламского мира, расширяется поддержка иракского восстания за пределами страны. Обозреватели отмечают, что американцам удалось практически невозможное: они помирили шиитов с суннитами, и те, забыв прежние распри, сражаются теперь плечом к плечу.
Но что действительно тревожит – это разрастание конфликта, точнее, его "срастание" с ближневосточным и афганским. Так, убийство и осквернение тел четырех американцев в некоторых региональных СМИ было преподнесено как месть за убийство израильтянами шейха Ясина. А бывший премьер Афганистана, "авторитетный" моджахед Гульбеддин Хекматияр, приветствовав восстание в Ираке, заявил, что оно свидетельствует о единстве последователей двух ветвей ислама (шиитов и суннитов) в борьбе против иностранной агрессии. Хекматияр заверил, что вскоре такое же "народное восстание" начнется и в Афганистане. А если конфликты в Палестине и Афганистане сольются с иракским и начнут плавно "перетекать" один в другой, то это будет пострашнее Вьетнама. Эрлан Ульман высказывает серьезные опасения на этот счет: "Вьетнам не имел стратегических последствий ни для Соединенных Штатов, ни для других стран, между тем в Ираке мы разбудили тигра, представляющего большую опасность для всех нас".
Причем Ирак, Афганистан и Палестина – это только видимые части того айсберга, который представляет собой разворачивающийся конфликт между западной коалицией и исламским миром. Другие страны тоже ведут свою борьбу. По мнению бывшего главы департамента ЦРУ по борьбе с терроризмом Винсента Каннистраро, вторым фронтом войны в Ираке можно считать Сирию и Иран. На этом фронте идет война тихая, политическая: Дамаск и Тегеран "продвигаются с большой осторожностью, чтобы не спровоцировать США". Но Буш, хотя и чувствует, что уступает им важные позиции, не может применить силу, несмотря на первоначальные угрозы, потому что его крепко удерживает Ирак и предстоящие выборы. А глава комитета Сената США по внешней политике Ричард Лугар полагает, что Сирия и Иран в любом случае выйдут из иракского кризиса более сильными: одна страна будет играть ключевую роль в арабском мире, вторая займет доминирующие позиции в Персидском заливе и в Центральной Азии.
Вот так усилиями доблестных "воинов демократии" дело идет к натуральному столкновению цивилизаций в духе Хантингтона и религиозной войне. На "бытовом" уровне это будет означать новый мощный всплеск терроризма – основного оружия исламистов. Один из авторитетных мировых экспертов по терроризму Йон Александер, директор Международного центра исследований проблем терроризма в Вашингтоне, говорит, что "война в Ираке способствовала росту терроризма, поскольку международная сплоченность ослабла. Худшее еще впереди, и оно наступит – в виде неизбежных атак с применением химического, радиоактивного и атомного оружия. Я опасаюсь за всю Европу".
Ситуация усугубляется тем, что в то время, как мир ислама сплачивается, западная коалиция трещит по швам. Кто-то не на шутку испугался возмездия и угроз "Аль-Каэды", кто-то возмущен поведением США. Антиамериканские настроения сильны как никогда. Возникла даже угроза экономического бойкота США со стороны их союзников: например, две трети состоятельных немцев и французов готовы отказаться от приобретения американских товаров. Еще более интересная деталь: с прошлого года Джордж Сорос использует свое состояние для создания оппозиции Бушу в самих США. По его собственному признанию, он уже вложил в это дело $12,8 млн и написал книгу под названием "Мыльный пузырь американского превосходства". Теперь магнат сравнивает Буша с Гитлером: "Я видел ложь и нацизма и коммунизма, сегодня здесь происходит нечто подобное", – говорит он про нынешнюю ситуацию в Америке. Человек, который может поставить на колени "твердую валюту" и организовать "бархатный переворот", не менее опасен, чем шиитские повстанцы: а ну как в США тоже произойдет однажды "революция роз"? Впрочем, Ираку, в котором за минувший год "разбудили зверя", от этого вряд ли станет легче.
Президент оказался с изюминкой