"Большой восьмерке" не до протокола

На американском курорте Си-Айленд закончилась встреча лидеров стран "большой восьмерки". Обсудить успели всю заявленную повестку дня и замолчать вопросы, по которым США не согласны с остальными странами




На американском курорте Си-Айленд закончилась встреча лидеров стран "большой восьмерки". Обсудить успели всю заявленную повестку дня: инициативу США "Большой Ближний Восток", проблемы безопасности и нераспространения ядерных технологий, развития высоких технологий, помощи менее развитым странам. Словом, все то, что волнует на сегодняшний день принимающую сторону - США. Многие эксперты и журналисты, побывавшие на форуме, отмечают его явно "американский характер": до итоговой пресс-конференции президента Джорджа Буша комментировать итоги состоявшихся встреч не имеет права ни один из лидеров "восьмерки", они также не могут проводить свои пресс-конференции до окончания аналогичного мероприятия американского лидера. Пишущая и снимающая братия тоже поставлена в кабальные условия: помимо того что стол для журналиста стоит $350 в день, все телесъемки будет вести так называемая домашняя телекомпания (Host Broadcaster), которая затем будет продавать отснятые кадры по цене $10 за одну минуту, в то время как обычно на саммите съемка для всегда была бесплатной для стран-участниц.

Не обсуждались на саммите и вопросы, по которым США не согласны с остальными странами G8, например, Киотский протокол. Это на руку и России, которая, как и США, пока не ратифицировала этот документ, мешающий ее экономическим интересам. Тем временем страны ЕС и Япония подталкивают ее к такому шагу. Впрочем, совсем уклониться от этой темы не удалось: вопрос был поднят на встрече российского президента Владимира Путина с японским премьер-министром Коидзуми. Оба они высказались за вступление в силу Киотского протокола, хотя глава нашего государства подчеркнул, что его ратификация является для России непростой проблемой, которая обсуждается сейчас в правительстве и парламенте. Тем самым президент предпочел не раздавать громких обещаний, но дал понять, что мы открыты для ведения диалога по этой теме.

Как считает профессор МГУ, эксперт исследовательской группы "Россия и Киотский протокол" Андрей Сидоров, "этот диалог, скорее всего, будет базироваться на обсуждении финансовой стороны - если уж Россия решится ратифицировать протокол, ей необходимо выторговать для себя максимум экономических преференций". В первую очередь, страны - участницы Киотского протокола должны гарантировать России выкуп определенного минимума квот углекислого газа. По оценкам экспертов исследовательской группы "Россия и Киотский протокол", нашей стране необходимо продавать ежегодно 100-130 млн т по фиксированной цене не менее $40 за т (сейчас же брокерские компании оценивают стоимость парниковых газов всего в $8 за 1 тонну). Только в случае ежегодной продажи квот на общую сумму $5 млрд как минимум в течение 10-12 лет можно вести разговор о присоединении нашей страны к Киотскому протоколу.

В случае благоприятного для России решения этих вопросов, на внутреннем рынке предлагается создать двухуровневую систему торговли квотами. Существующий на сегодняшний день избыток квот на выбросы парниковых газов - как минимум в размере 100 млн т - будет находиться в распоряжении государства. На свободном рынке внутри страны будут реализованы дополнительные объемы квот, возникшие в результате технологических преобразований и не подпадающие под национализацию того объема квот, который образовался в период спада отечественной экономики. При таком раскладе государство сможет не только финансировать экологические программы, но и направлять инвестиции в техническое переоснащение промышленности с целью снижения объемов выбросов парниковых газов.

Выбор читателей