Любовь России и США взорвет нефтяная бомба

Эйфория от продажи "ЛУКОЙЛа скоро пройдет. Далее предстоит продавать "Юганскнефтегаз". Как это сделать, не показавшись "безнравственным", если на родине претендентов на покупку главного добывающего актива "ЮКОСа" не находится?




Минувшую неделю с полным основанием можно назвать неделей нефтяных компаний: так уж вышло, что все наиболее значимые экономические события в той или иной степени были связаны с перераспределением долей собственности в российских нефтяных гигантах.

Важнейшим событием подобного рода, безусловно, стоит считать продажу с аукциона 7,6%-ного госпакета акций НК "ЛУКОЙЛ", главной особенностью которой стала практически полная предсказуемость итогов конкурса. Госпакет достался международной корпорации ConocoPhillips, что стало своеобразной материализацией заявлений высшего руководства РФ и США об "энергетическом диалоге" между двумя государствами. Более того, в ближайшие годы ConocoPhillips намерена увеличить свою долю в капитале "ЛУКОЙЛа" до 20% путем покупки акций на отрытом рынке.

Сделка носила политический характер, ибо в свете последних событий вокруг "ЮКОСа" вряд ли кто-то из иностранных инвесторов рискнул бы "покуситься" на столь крупный кусок российской нефтянки без предварительного согласования на соответствующих уровнях. Подтверждением тому послужили и одобрительные заявления членов правительств России и США. Как заявил глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, он и руководитель ConocoPhillips были приняты в Москве министром экономического развития Германом Грефом и министром промышленности и энергетики Виктором Христенко, подтвердившими "позитивное отношение" к результатам сделки. Через некоторое время руководители нефтяных компаний получали поздравления и напутствия уже в Вашингтоне, где были приняты главой Минторга США Дональдом Эвансом и министром энергетики Спенсером Абрахамом. Оба министра также горячо приветствовали создание российско-американского "уникального стратегического альянса".

Каким бы политическими и безальтернативными не выглядели результаты аукциона, бесспорно, их можно считать положительными и чрезвычайно значимыми как для самого "ЛУКОЙЛа", так и для России в целом. В лице ConocoPhillips "ЛУКОЙЛ" в скором будущем получит надежного партнера в Тимано-Печорском проекте, а также защитника своих позиций в Ираке – американским акционерам придется по душе участие российской компании в проекте "Западная Курна". Не менее позитивно расценивается сделка и российским фондовым рынком, а заявление ConocoPhillips о желании "добить" имеющийся у нее пакет до 20% будет способствовать росту котировок акций "ЛУКОЙЛа".

Однако эйфория от продажи госпакета "ЛУКОЙЛа" не обошлась без ложки дегтя, которая еще долго будет портить вкус российско-американского "меда", а со временем, возможно, испортит его окончательно.

Намеченное Министерством природных ресурсов на минувший четверг рассмотрение вопроса об отзыве лицензии у "Юганскнефтегаза" не состоялось. Напомним, что еще совсем недавно МПР проявляло невиданное рвение, намереваясь приостановить действие лицензий на нефтедобычу в связи с неуплатой компанией налогов. Однако вместо того, чтобы лишить "Юганскнефтегаз" лицензий, МПР почему-то решило затребовать у налоговиков более полные данные о налоговых платежах компании. Все это определенно указывает на то, что министерство неожиданно скорректировало свои позиции по данному вопросу, а теперь изо всех сил пытается тянуть время, ожидая инструкций "сверху".

Некоторое время назад мы уже говорили о том, что отзыв лицензий неизбежно повлечет за собой падение капитализации "Юганскнефтегаза" в несколько раз. Ориентировочные цифры такого падения стали известны после утечки информации о работе независимого оценщика Dresdner Kleinwort Wasserstein, занимающегося оценкой стоимости компании. Так, по предварительным данным стоимость "Юганскнефтегаза" при наличии у него лицензий на добычу нефти может составлять $15-17 млрд., однако в случае изъятия этих лицензий автоматически опускается до $2 миллиардов.

Опубликование подобного расклада в СМИ вызвало замешательство как в самом МПР, так и на более высоком уровне. В итоге заместителю министра промышленности и энергетики Ивану Матерову пришлось оправдываться, заявляя о том, что "активы "ЮКОСа" должны быть проданы не менее, чем за $15 миллиардов". По словам Матерова, продажа активов "ЮКОСа" (речь идет о "Юганскнефтегазе") "будет нормальным, естественным завершением этого процесса. Просто передавать кому-то – это было бы не то что не рыночно, а безнравственно".

Вместе с тем, заявление "блюстителя нравственности" из Минпромэнерго не столько разрядило, сколько еще более запутало ситуацию. Дело в том, что называемая на тот момент приблизительная стоимость "Юганскнефтегаза" в $15 млрд не являлась официальным итогом оценки (хотя и не была далека от истины), а отражала лишь предварительные результаты работы оценщиков и прикидки аналитиков. Своим заявлением Матеров фактически обозначил ценовую планку, попытки продать компанию ниже которой будут теперь расценены неоднозначно. Однако выложить сумму такого порядка за "Юганскнефтегаз" в России не сможет практически никто. Потенциальным покупателем аналитики называли "Сургутнефтегаз", который мог бы оплатить покупку частично деньгами (примерно $7 млрд свободной наличности), частично казначейскими акциями, но представители этой компании, а вместе с ними и представители ТНК-BP заявили об отсутствии у них интереса к "Юганскнефтегазу". Ранее с аналогичными заявлениями выступали "ЛУКОЙЛ" и "Газпром". Что касается "Сибнефти", ее представители никак не комментируют возможность покупки главной добывающей компании "ЮКОСа", однако, по мнению большинства аналитиков, у владельцев "Сибнефти" вряд ли хватит на это средств, а главное – желания.

Таким образом, ситуация с продажей "Юганскнефтегаза" по реальной цене становится фактически безвыходной. Публичная порка "ЮКОСа" сделала свое дело, и вряд ли в ближайшее время в России найдутся сегодня желающие вложить столь значительные средства в фактически конфискованные активы, не имея гарантий того, что не повторят судьбу предыдущего их хозяина. С другой стороны, государство не пойдет и на передачу столь крупной нефтедобывающей компании иностранцам. В результате уже сегодня аналитики называют ситуацию, сложившуюся вокруг "Юганскнефтегаза" патовой, что недалеко от истины.

Нерешенность данной проблемы будет негативно влиять на общую ситуацию в российской нефтянке, умножая сомнения и недоверие инвесторов, а также зарубежных политиков (хотя совершенно не ясно, как пойдет российско-американский "энергетический диалог", если Джордж Буш этой осенью проиграет выборы). Затягивание же времени полностью нивелирует положительный эффект от триумфальной продажи госпакета "ЛУКОЙЛа".

Что возьмет верх – "нравственность" или "здоровый прагматизм", покажет время. Ждать осталось недолго – "Юганскнефтегаз" необходимо продавать. Вот только как...

Выбор читателей