Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Художник: Г.Семирадский |
Первые салоны появились в Европе лет триста тому назад. Маститые французские академики, следуя уставу самой же Академии, регулярно показывали в Париже свои произведения друг другу, а также королю и его свите. И только в 1725 г. появилась мысль приглашать на выставки, устраиваемые в Лувре, и любителей искусства из числа знати. Хитрые французы знали, что делали, – польщенные аристократы немедленно становились щедрыми покупателями.
Вскоре посещение Салонов превратилось в модное светское времяпрепровождение. Самые богатые кошельки и самые просвещенные умы считали своим долгом потусоваться на престижном вернисаже. Сюда же стекалась всевозможная богема и околокультурные деятели: критики, журналисты, галерейщики и арт-дилеры. Так зарождалась традиция, существующая и по сей день.
Просвещенная публика XVIII столетия не скрывала своих вкусов. Отдавая должное героическим сценам и монументальным мифологическим полотнам – предмету гордости французских академиков, сильные мира сего предпочитали украшать свои дворцы и виллы совсем другими картинами. Розовощекие служанки, кудрявые девочки с птичками, сатиры, заигрывающие с мясистыми нимфами, и пастухи, воркующие с опрятными пастушками, таинственные руины и леденящие душу кораблекрушения пользовались небывалым спросом.
Художник: П. Федотов |
Первая публичная выставка Петербургской Академии художеств состоялась в 1804 году. С тех пор ежегодно, в сентябре, в течение двух недель посетители могли насладиться зрелищем, которое раньше было доступно лишь членам императорской семьи и двора. А русские салоны конца XIX века уже не уступали по богатству и разнообразию своему парижскому предку.
М.Скотти и О.Тимашевский, В.Якоби и М.Зичи, Г.Семирадский и Ф.Бронников, К.Вениг и В.П.Верещагин, К.Маковский и А.Харламов, А.Литовченко и К.Лебедев, Ю.Леман и К.Степанов, Ю.Клевер и А.Мещерский, Н.Сверчков и Р.Зоммер – некоторые имена знакомы нам с детства, про другие ни в одном толстом справочнике нет ни строчки. А ведь когда-то за их полотна выкладывали целое состояние.
Конечно, у салонного искусства всегда были противники. Известные писатели, критики и просто мыслящие люди активно восставали против зализанной красивости, справедливо полагая, что настоящее искусство призвано оперировать более глубокими этическими и эстетическими категориями. Так непоколебимое пристрастие Айвазовского к необычайным природным эффектам дало повод Достоевскому сравнить знаменитого мариниста с Дюма-отцом: "Г-н Дюма пишет с необычайной легкостью и быстротой, господин Айвазовский тоже. И тот и другой поражают чрезвычайной эффектностью, потому что обыкновенных вещей они вовсе не пишут, презирают вещи обыкновенные... у того и у другого произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молнии... Положим, что граф Монте-Кристо богат, но к чему же изумрудный флакон для яду?.."
Салонная живопись сладка и тягуча. Отдельные произведения ее лучших представителей, таких как Маковский или Семирадский, ласкают взор. Но, оказавшись в зале, наполненном томными одалисками, пленительными нимфами, жизнерадостными итальянками, псевдорокайльными сценками, нежными пасторалями, милующимися коровами и приторно-голубыми пейзажами, невольно чувствуешь, что захлебываешься в море сладкой патоки. Видимо, примерно так и должна выглядеть пресловутая сладкая смерть.
Выставка открылась ГТГ 19 октября.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт