Украина готова к крутому маневру

Все меньше надежд на то, что до конца года из трех президентов на Украине останется только один. И все больше вероятность того, что в будущем году станет две Украины


Фото AP



Давно известно, что любое насильственное изменение политического режима в стране и связанный с ним период нестабильности отрицательно сказываются на экономике и благосостоянии граждан. Это объективная закономерность, никаких чудес тут не бывает. Предприятия не работают, государство не получает денег и не имеет возможности руководить экономическими процессами, нарушаются хозяйственные связи, иностранные партнеры и инвесторы приостанавливают (или прекращают) свои операции. Короче, происходит провал (более или менее длительный) в экономическом развитии. Правда, он не воспринимается как катастрофа, поскольку сопряжен с радужными надеждами на новую власть определенной части населения, да к тому же происходит, как правило, на фоне и без того неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Все эти исторически выверенные закономерности сейчас испытывает на себе Украина. За одним, правда, исключением. "Оранжевая революция" происходит в Киеве на фоне исключительно благополучных макроэкономических показателей. "Украинская экономика в последние 5 лет переживает бурный рост, – отмечает эксперт Фонда Карнеги Андрес Ослунд, в прошлом – экономический советник украинского правительства. – Ежегодный рост составляет 9%, а в этом году ожидался рост на уровне 13%". При этом правительство достаточно успешно удерживало инфляцию: хотя предвыборные социальные выплаты кабинета Януковича должны были несколько подпортить картину, но в целом с этим показателем на Украине дела до сих пор обстояли лучше, чем в России. Активно торгуя "на два фронта", Украина получала неплохие доходы от транзита и извлекала выгоду из заинтересованности как Запада, так и Востока в более тесном сотрудничестве с ней. Бюджет и платежный баланс сводились с профицитом, уменьшался государственный долг (только за этот год – с 30 до 25% ВВП), росли золотовалютные резервы Нацбанка (к началу революции они превышали $10 миллиардов).

Что же происходит в экономике Украины теперь? Не работают свыше 20 тыс. предприятий – кто в знак протеста, кто в знак солидарности с теми или с другими. Из этих же разнообразных соображений многие регионы перестали перечислять в Киев налоги, причем не только на востоке страны, но и на западе и даже в центральных областях. Очевидно, по принципу: "а чем мы хуже?" В результате такой "принципиальности" еще 1 декабря Янукович жаловался, что казна недополучает две трети причитающихся ей денег. По данным Кучмы, с момента начала противостояния бюджет недосчитался порядка 150 млн евро налоговых поступлений, а таможенные поступления сократились на 25%. Естественно, приостановлена работа над бюджетом-2005. Эксперты говорят, что принятие бюджета в нынешних условиях гарантирует ему настолько низкое качество (да и рассчитать экономические последствия революции пока трудно), что новому правительству будет очень непросто его исполнять. То есть, по какой смете будет жить государство украинское в будущем году – непонятно.

Ощущается напряженность в банковской сфере: значительно снизился объем совершаемых сделок, все стремятся попридержать средства – отсюда возник дефицит текущей ликвидности. В условиях начинающейся паники на рынке Нацбанк волевым решением (Постановление №576) ограничил возможность юридических и физических лиц досрочно снимать деньги со счетов, а также максимальный размер выдаваемых кредитов и покупаемой валюты. Можно сказать, что этим нормативным актом (хотя он и противоречит законодательству), НБУ спас банковскую систему страны от настоящего кризиса. Ведь средства, хранимые населением Украины в банках (не считая трехлитровых), оцениваются в $9 млрд, причем почти $5 млрд из них находятся на текущих счетах – и граждане уже практически готовы снять их оттуда.

Теперь сделать это будет не так просто. Правда, перспективы валютного рынка все равно очень тревожные. Спрос на инвалюту значительно превышает предложение, и в целях стабилизации курса только за прошлую неделю НБУ выбросил на рынок порядка $300 млн; всего же с середины октября было продано почти $1 миллиард. Надолго ли хватит резервов Национального банка? Причем, несмотря на проводимые им интервенции, каждый новый виток политической напряженности и связанной с ним паники увеличивает курс доллара. Были даже моменты, когда его цена подскакивала до 8 гривен, тогда как НБУ продает "зеленые" по курсу 5,3 гривны. Если интервенции не помогут или резервы будут иссякать, то, по мнению западных финансовых аналитиков, Нацбанку придется ввести "плавающий" (то есть, свободный) курс гривны. А делать это он страшно не хочет.

Отношения Украины с зарубежными партнерами становятся все более "подвешенными". Пока, разумеется, речи не идет о сворачивании совместных проектов, но украинский экспорт за последние недели сократился, по некоторым оценкам, в 2-3 раза, причем зарубежные контрагенты стараются избежать предоплаты за товар, закупаемый на Украине. Сокращается приток инвестиций. "Те, кто собирался инвестировать в ближайшие недели или месяцы, скорее всего, займет выжидательную позицию", – полагает представитель Объединения торгово-промышленных палат Германии Петер Пресбер.

В общем, становится очевидно, что на Украине зреет полноценный финансово-экономический кризис. Это признают практически все. А вот относительно перспектив его предотвращения (или преодоления) существуют довольно разнообразные мнения.

Например, Анатолий Кинах, лидер Партии промышленников и предпринимателей Украины и по совместительству – координатор общеукраинской забастовки в поддержку Ющенко, убежден в том, что "преодоление социально-экономического кризиса зависит от того, насколько скоро будет принято решение относительно легитимного приведения к власти нового президента Украины". Ясно, какого... Социально-экономическая ситуация в стране, "если рассматривать ее сугубо в экономической плоскости", не является катастрофической. "Процесс экономической стабилизации начнется с даты повторного голосования", – заверил Кинах.

Успехи революции окрыляют многих, в том числе и финансистов. "Риски политического обострения после решения Верховного суда все равно остаются, но они, конечно, уменьшились", – заявил советник главы Нацбанка Украины Валерий Литвицкий. Причем, по мнению Литвицкого, "это решение будет способствовать тому, что мы так и не войдем в кризисную ситуацию. Не поздно не допустить не только спада, но и спада роста экономики".

Разумеется, у тех, против кого затеяна вся эта "апельсиновая революция", оптимизма куда меньше. Так, Кучма полагает, что "сейчас экономика Украины, достигнув наивысших показателей роста, может очень быстро оказаться на грани кризиса. И причины тут не внешние, а причины – наши, внутренние". "Я лично опираюсь только на статистику, факты и оценки, которые позволяют мне сказать такие горькие слова", – добавляет Леонид Данилович. Ему вторит и первый президент Украины Леонид Кравчук, заявляя, что Украина стоит "на пороге серьезного экономического кризиса". Виктор Янукович сетует на то, что правительство не имеет возможности работать, а значит, кризисные явления в экономике страны "все больше будут углубляться в связи с тем, что утрачена управляемость"...

Впрочем, то, что кризис может разразиться "на всю катушку", признают уже многие, причем в обоих лагерях. Однако у "революционеров" на этот случай уже есть оправдание: революция тут ни при чем. "Украина, вступив в разряд рыночных экономик, неизбежно попадает под воздействие экономического цикла", – объясняет происходящее Борис Соболев, вице-президент Киевского банковского союза, в прошлом – замминистра финансов. По его мнению, страна с 2000 г. пребывает в фазе экономического роста, которая, к сожалению, не вечна и уже вот-вот должна смениться фазой кризиса (потом будут стагнация, оживление и снова рост). А "субъективный фактор" – в данном случае, революция – может лишь ускорить смену циклов. "То есть, нет совершенно никаких факторов кризиса, причиной которых были бы протесты на улице", – заключает Борис Соболев. Предприятия не работают? Так ведь это даже хорошо в преддверии кризиса: товаров меньше произведут. Налоги не платят? Так это наверняка недоработка налоговиков и, следовательно, правительства Януковича. В этой связи нет и "никаких глобальных рисков в связи с отставкой этого правительства". В общем, "очевидно, что кризис вызревает в фазе роста". И поэтому "те, кто пытается привязать к двум неделям активных политических протестов еще и экономические проблемы – лукавят", – однозначно заключает Соболев. "Как только будет объявлено о завершении политического кризиса, экономика немедленно восстановит всю свою динамику. И те 13,5% роста ВВП за этот год, которые мы ожидаем, будут".

Впрочем, оставим этот спор "оптимистов" с "пессимистами", потому что их доводы диктует, в основном, политика. Зато весьма показательным явлением стал начавшийся пересмотр рейтингов Украины и ее компаний международными агентствами – конечно, в сторону понижения. Moody's, Fitch, Standart & Poor's – все потихоньку "опускают" Украину по рейтингу государственных обязательств и облигаций, а также кредитоспособности ряда ведущих компаний и банков страны. В частности, Fitch заявляет, что неоднократно предупреждал инвесторов о высоком риске политической нестабильности на Украине. "Риск негативных последствий для кредитоспособности Украины будет усиливаться по мере продолжения или обострения политического кризиса в стране", – предупреждают специалисты агентства. При нынешнем "ограниченном соблюдении" украинской конституции, действиях "на горячую голову" и крупных ставках есть риск непредсказуемого развития событий. По мнению Fitch, существует множество сценариев развития ситуации в стране, начиная с относительно быстрого урегулирования создавшейся тупиковой ситуации до конца этого года и проведения новых выборов весной и заканчивая "экстремальными" сценариями, включающими затягивание и обострение конфронтации.

Однако международные агентства успокаиваются пока довольно неплохим состоянием макроэкономических показателей и финансов Украины. Этот задел предоставляют стране определенные возможности для маневра, в том числе и для довольно крутого. Именно поэтому долгосрочные рейтинги Украины пока остаются неизменными. Но, очевидно, дойдет очередь и до них. Ведь все меньше надежды, что до конца года из трех президентов на Украине останется только один. И все больше вероятность того, что в будущем году станет две Украины. Хотя это, возможно, и стало бы оптимальной геополитической и геоэкономической развязкой.

Выбор читателей