Голоса избирателей взлетят в цене в 10 раз

Дума, набранная по партийным спискам, оказывается, стоит дешевле. На выборах 2007 г. государство рассчитывает сэкономить 700 млн руб. – это четверть бюджета последних парламентских выборов




В пятницу Госдума начнет себя реформировать: депутатам предстоит принять в первом чтении президентский законопроект, предусматривающий переход к пропорциональной системе формирования нижней палаты парламента. Следующие выборы Госдумы будут проходить исключительно по федеральным спискам. Депутаты-одномандатники превращаются в вымирающий вид: скоро они останутся только в региональных заксобраниях, да и то вопрос, надолго ли? Как заявил вчера журналистам глава ЦИК Александр Вешняков, переводить регионы на целиком пропорциональную систему пока не планируется. Однако в городах федерального значения, таких как Санкт-Петербург и Москва, следовало бы подумать о введении полностью пропорциональной системы.

Пропорциональная система означат, что кандидатов в депутаты смогут выдвигать только партии. Правда, это могут быть люди и беспартийные, но в любом случае в обход официальных политструткур в Думу дороги больше не будет. Почему-то считается, что это повысит ответственность партий перед избирателями (хотя монополия еще никогда и ничьей ответственности не повышала) и будет способствовать развитию партийной системы страны. Если учесть, что по закону Дума может состоять теперь даже из двух партий, то нетрудно себе представить, какая это будет партийная система. Впрочем, председатель ЦИК убежден, что на практике меньше четырех партий вряд ли получится.

Правда, как не устает объяснять Вешняков, страна получит модернизированную пропорциональную систему: во-первых, двигать своих кандидатов партии должны будут не через один большой список, а через 72 региональных. Во вторых, партии будут наказываться, если кандидаты из первой тройки федерального списка и первый кандидат регионального списка откажутся после выборов от своих мандатов. "Это ответ на многие претензии, которые были к прошлым выборам в Госдуму и которые, в частности, были предметом рассмотрения Верховного суда", – сказал глава ЦИК и напомнил журналистам про десятки губернаторов, украшавших собой на прошлых выборах списки "Единой России", но дружно отказавшихся от мандатов.

Вешняков даже не поленился подсчитать, что бы получилось, если бы действующая Дума избиралась согласно предлагаемому закону о пропорциональной системе выборов. Как выясняется, ничего принципиально нового не получилось бы. Все 4 представленные в нижней палате партии преодолели бы 7%-ный барьер и участвовали в распределении мандатов. Однако "Единой России", чья фракция заметно разбухла за счет присоединившихся народников и всяких там "независимых" кандидатов, досталось бы меньше: всего 239. Зато у КПРФ количество депутатских мандатов увеличилось бы до 80, у ЛДПР – до 73, у "Родины" – до 58.

Как выясняется, у выборов по пропорциональной системе есть еще одно существенное достоинство: они дешевле. Список-то будет всего один – и бюллетень один. По расчетам правительства, на следующих выборах Госдумы удастся сэкономить около 300 млн руб. (правда, с учетом прогнозируемой инфляции). Ну, а если приплюсовать сюда еще довыборы, точнее, их отсутствие (ведь на вакантное место всегда готов следующий номер из списка), то экономия будет составлять до 700 миллионов. Между прочим, прошлогодние парламентские выборы обошлись казне в 2,8 миллиарда.

Кстати, партиям тоже кое-что достанется. Вслед за законом о выборах депутатов Дума начнет править остальное законодательство. По словам Вешнякова, пакет, в котором будут содержаться поправки к 14-ти федеральным законам, поступит в нижнюю палату в начале следующего года. Одна из поправок предполагает увеличение государственного финансирования партий в 6-10 раз. То есть если сегодня они получают из бюджета поддержку из расчета 50 коп. за 1 полученный голос, то в скором времени стоимость этого голоса может вырасти до 5-ти рублей. Кроме того, на федеральном уровне должна быть закреплена норма, согласно которой барьер региональных законодательных собраний не превышал бы 7%. По мнению Вешнякова, это заставит некоторые субъекты федерации опустить барьер, поднятый слишком высоко (например, в Калмыкии и Москве барьер в региональных законодательных собраниях составляет 10%). "Это слишком высокий барьер при малом количестве мест в региональных парламентах. Такая норма делает законодательные органы субъектов Федерации недостаточно представительными", – сказал Вешняков. Он пообещал, что заставлять регионы поднимать барьер там, где он пока остается ниже "думского" уровня, не будут. Впрочем, отсутствием нужной "политической" инициативы местные власти у нас редко страдают. Надо думать, и сами сообразят.

Выбор читателей