Комсомол поднимает голову

Молодежные движения потеряли "опорные ценности и драйв". Вместо того, чтобы отбросить старые истины и ориентироваться на новые горизонты, молодежные филиалы существующих партий "воспроизводит риторику своих центров силы"




Роль, которую сыграла в украинской "оранжевой революции" молодежная организация "Пора", вынуждает российские власти обратить более пристальное внимание на молодежную политику. Проект "Идущие вместе", вскормленный администрацией президента, похоже, приказал долго жить. Взамен него был помпезно презентован новый проект – "Наши", возглавляемый Василием Якеменко. Нет никаких сомнений в том, что новая организация, призванная "бороться с фашизмом", есть не что иное, как попытка властных структур направить буйную молодежную энергию в прокремлевское русло. Тем более что имеющиеся в России молодежные организации периодически высказывают крамольные "оранжевые" идеи.

В пятницу молодежные организации, представленные, в основном, дочерними структурами существующих политических партий, провели встречу в Москве (Якеменко почему-то на нее не явился). Собравшиеся участники встречи, рассказывая о деятельности своих движений, чаще всего упоминали слово "комсомол". И даже внешне очень напоминали розовощеких комсомольских лидеров эпохи "развитого социализма". Умеренно оппозиционные, хорошо одетые сравнительно молодые люди рассказывали о численности своих сторонников и совсем немного – о программе своих действий.

Дарья Митина, второй секретарь ЦК Российского коммунистического союза молодежи, открестилась от предшественников: "Мы создавались не на основе ВЛКСМ". От старших братьев-коммунистов она тоже старалась дистанцироваться, хотя не отрицала, что "с КПРФ нас связывает общее мировоззрение". По словам Митиной, их движение, имеющее около 20 тыс. сторонников, главным образом ориентировано "на тех, кто еще не нашел себя". Представитель Союза коммунистической молодежи Сергей Довгаль заявил, что СКМ – это "передовой отряд КПРФ", а его главная цель – "поддержка партии".

Лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин основную задачу своего объединения видит в том, чтобы "растолкать студенчество на политическую борьбу": "Если это удастся, то мало не покажется". Действительно, "если" – при всем уважении к молодежному "Яблоку", вспомнились их акции в Москве, на которые собирались считанные единицы и которые никогда не приводили к реальным результатам. Власти просто не обращали на них никакого внимания, в отличие, скажем, от акций НБП.

"Молодежное отделение партии "Родина" – "Союз молодежи "За Родину" подвергнется серьезным изменениям", – объявил руководитель этой организации Олег Бондаренко. По его словам, проект закрывается, планируется организовать новую структуру, "значительно более широкую и многочисленную". Действительно, с численностью у этой организации проблемы есть: по некоторым данным, она не превышает 50 человек.

Планами об организации молодежного СПС, которые будут обсуждаться федеральным политсоветом "Союза правых сил" 17 марта, поделился Денис Терехов. По его словам, "это должна быть реальная, а не виртуальная организация, отделения которой будут присутствовать во всех регионах, где есть отделения СПС". Сейчас уже созданы 36 отделений, заявил Терехов, и "хочется, чтобы члены нашей организации участвовали только в тех акциях, идеи которых полностью разделяют и верят в них".

Ну а самым веселым заявлением порадовал лидер московского отделения движения "Идущие против Путина" Роман Доброхотов, поставивший собравшихся в известность о том, что после прихода к власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко "на Украине перестали брать взятки".

Впрочем, что бы ни говорили лидеры молодежных "филиалов" партий, реальный уровень участия молодежи в политической деятельности невысок. Ирина Палилова, эксперт аналитического центра Юрия Левады*, привела цифры: лишь 1% молодежи участвует в политической деятельности, и всего 12% опрошенных молодых людей заявили, что могли бы принять в ней участие.

Политолог, президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Сергей Кургинян так прокомментировал "Yтру" состоявшуюся "молодежную" дискуссию. "Мои впечатления: все это очень слабенько, молодежь у нас очень вялая. Есть два запроса на молодежь: ситуационный и стратегический. Ситуационный связан с тем, что все посмотрели на Украину и теперь боятся, что здесь может произойти то же самое. Есть идея противопоставить улице, которая сметает власть, – улицу, которая должна ее защитить. Это достаточно старая идея защиты власти не административными методами – можно вспомнить ситуацию в России в 1905-1906 годах. Но ведь есть и стратегический запрос. Сегодняшняя ситуация для страны – тупик. Расстановка политических сил и их качество ничего перспективного с собой не несут. Все они заменяют самоотречение во имя России понятием "сначала я, потом Россия". Это исчерпавшая себя лингвистика и идеология. Это карьеризм, конформизм и эклектика. Но молодежные движения потеряли опорные ценности и драйв. Казалось бы, политически активная молодежь в этой тупиковой ситуации могла бы отбросить старые истины и схемы и ориентироваться на какие-то новые горизонты. Вместо этого она воспроизводит всю риторику каждого из старых центров сил, к которым она прислонилась".

Говоря о "Наших", Кургинян заявил: "Якеменко появится в политике тогда, когда потребуется "рояль в кустах". И он будет действовать в рамках тех лекал, которые ему предписаны". Что касается перспектив создания в России организации типа украинской "Пора!", это вполне возможно – "если найдется хороший "экстерриториальный" кадровик". Вот только с идеологией у русской версии "Пора!" пока не все понятно. Если верить Кургиняну, "у нас ядром такой конструкции может стать радикальный ислам". При этом Кургинян отметил, что понимает всю парадоксальность своего заявления, и напомнил о том, что на Украине ядро движения составили националисты.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей