Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Венецианский купец (The Merchant of Venice)
США, 2004
Режиссер: Майкл Рэдфорд
В ролях: Аль Пачино, Джереми Айронс, Джеймс Файнс, Линн Коллинз
|
И вот перед нами экранизация одной из самых известных трагедий Шекспира, в самом что ни на есть традиционном духе. В пандан к Пачино задействована другая мегазвезда, британская – Джереми Айронс.
Напомню, что в конце XVI века в Венеции не только слово "жид" не считалось зазорным. Представителям народа-изгоя в католических странах одно время не разрешалось владеть недвижимым имуществом, их заставляли носить отличительные красные шапочки и жить в гетто. В результате, всеми притесняемые и ненавидимые, они стали самыми богатыми ростовщиками Европы и судились со своими обидчиками, понятное дело, непосредственно у дожей. Так вот, Джереми Айронс, играющий купца Антонио, по ходу дела из естественного (для того времени) антисемита превращается в жертву кровавой мести ростовщика, но косматый Шейлок-Пачино остается со своим крючковатым носом, а все прочие участники этого спектакля благополучно женятся дружка на дружке. Фабулу "Венецианского купца" вы можете освежить в памяти, обратившись к первоисточнику у себя на книжной полке.
Вернемся к фильму, вернее, я бы назвал получившееся экранизацией спектакля. Несмотря на многомиллионный бюджет и премию BAFTA за костюмы, в полном смысле кинематографом это не является. Все происходит в двух-трех картонных декорациях а-ля студия "Мосфильм", никаких тревеллингов по-над Венецией, никаких особых красот и массовых сцен. Минимализм, короче. Куда вложены $30 млн, я догадываюсь: в гонорары главным исполнителям. Режиссерская работа ограничивается точным следованием историческим реалиям, особливо во внешнем виде персонажей. Да, бережное отношение к пуговицам и панталонам видно невооруженным глазом, это прекрасно, но чрезвычайно скучно. Работа с шекспировским наследием ведется, что называется, ab ovo: скрупулезно выписанные художниками в каждом кадре силуэты одеяний и локоны причесок как будто выпрыгнули на экран из научно-популярного фильма BBC... и только. Где режиссерский замысел, что хотел сказать автор, снимая именно эту вещь, почему именно данное лобовое прочтение нужно принять за эталон – все эти, а также куча иных вопросов остаются за кадром.
Ставка сделана на роль Пачино, и, на мой взгляд, совершенно проигрышная. Каждая гримаса великого актера в шекспировском "прикиде" возвращает зрителя к его трагедийным работам, как в третьем "Крестном отце", и сравнение остается за копполовскими образцами. Ничего сколько-нибудь оригинального в роль наш классический гангстер не вносит. Может быть, величие драматурга не позволяет режиссерам придумать что-либо иное, чем самые банальные мизансцены, все эти картинные проходы, вскрикивания и вращания глазами? Может быть, так и надо ставить шедевры – точно следуя авторским ремаркам, многовековой традиции и ни на йоту не отступая от духа времени? Почему нет?
Ведь не только у великих режиссеров-соавторов, таких как Стрелер, получалось делать абсолютно традиционные и костюмные спектакли так, что они становились произведениями искусства помимо великого текста, великой музыки и так далее. Но это театр, на театре Шекспиру жаловаться не на что. В кино же Эйвонскому лебедю везло куда меньше, фильмы о нем получаются лучше, чем фильмы по его произведениям. С трудом можно вспомнить хотя бы один голливудский шедевр новейшего времени (не будем брать эпоху Лоуренса Оливье), хотя бы одну экранизацию, о которой стоит серьезно говорить.
Вот и тут, к сожалению, перед нами образец крупной неудачи. Очень второстепенный режиссер осуществил весьма посредственный пересказ гениальной вещи. Очень и очень скучным языком. Даже не удивляет тотальная политкорректность этого пересказа, идущая просто вразрез с шекспировской драматургией. Плевок в лицо "поганому жиду" и финальное повеление венецианского дожа разорить, а потом и крестить безумца, у которого до этого сбежала к ненавистным иноверцам любимая дочь и вокруг чего закручена трагедия, казалось бы, дающая такой простор для творческой мысли, в конце концов превращается в банальный и типичный для американского кино фильм-процесс. Только подобия настоящей жизни, бурления страстей и пророческих глубин в этой постановке и в телескоп не разглядишь. Все плоско, прочитываемо, в лоб. Зато яркого грима, непонятно откуда вдруг вылезших голых женских сисек и карнавальных масок, надеваемых в любое время суток, – море.
В общем, что именно мешает авторам вроде Майкла Рэдфорда, помимо отсутствия таланта, имея в руках огромный для такого проекта бюджет и таких китов-актеров поставить нечто запоминающееся, не так важно. Наверное, для того, чтобы ставить гения, нужны соразмерные фигуры, да где ж их взять. И одного желания Аль Пачино остаться в истории кино шекспировским актером – тоже маловато. Потому будем довольствоваться хотя бы четким историческим антуражем и напомним себе, что иногда лучше просто воспользоваться собственным воображением, взять да и перечитать томик Барда.
Премьера 17 марта
Американский политик настроен твердо