Ниязов изобрел демократию. Туркменскую

Сапармурат Ниязов пообещал согражданам демократию к 2009 году. Туркменбаши сообщил, что в стране пройдут президентские выборы, а под такое дело появится еще и парочка новых партий




Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов решил, что его одного согражданам все-таки мало. "Отец всех туркмен" пообещал им к 2009 г. демократию. В четверг Туркменбаши сообщил, что уже через четыре года в стране могут пройти президентские выборы, а под такое дело заодно появятся парочка новых партий.

Сенсационные заявления прозвучали на расширенном заседании Кабинета министров страны, которое транслировалось по национальному телевидению. "В ближайшие годы в государственную жизнь предстоит ввести новую практику избирания представителей органов власти, начиная от хякимов велаятов и этрапов (руководителей регионов – "Yтро") и заканчивая президентом", - заявил Ниязов. То, что практика и впрямь будет новой, причем не только для Туркменистана, можно не сомневаться, потому как нововведения - конек туркменского главы. Вот, например, мусульмане всего мира руководствуются Кораном, а Туркменбаши не поленился и написал специально для граждан свое страны "Рухнаму" – книгу, которая, скромному признанию автора, равноценна Корану и должна вести их по жизни.

В этой самой "Рухнаме" сообщается, например, что туркмены изобрели такие радости цивилизации, как колесо и письменность. Похоже, пришло время создать демократию, и Ниязова мало волнует, что слово это пришло из древнегреческого – древние греки, сами понимаете, обязаны туркменам практически всем. "Наше общество готово к тому, чтобы сделать новый шаг к тем веяниям времени, которые, утвердившись в мире как образцы справедливого и сбалансированного миропорядка, отвечают интересам, менталитету и традициям туркменского народа, которому всегда был присущ врожденный демократизм", - объяснил "отец всех туркмен". Собственно, спецификой туркменской, то есть подлинной, демократии будет то, что кандидатов на высший государственный пост выдвинет "из числа молодых и энергичных руководителей" - Халк Маслахаты (Народный совет). С кем прежде всего захочет посоветоваться народ, в общем-то, ясно. Впрочем, как известно, высшие российские руководители при случае тоже любят вспомнить про всякие разные национальные особенности демократии.

Стоит отметить, однако, что выборы могут и не состояться в свзяи с полным отсутсвием избирателей, ведь после того, как любящий руководитель закрыл все больницы за пределами Ашхабада, туркмены имеют все шансы не дожить до 2009 года.

Туркменский президент пообещал, что предвыборная кампания начнется уже в начале 2009 г. и в ней примет участие не только возглавляемая им Демократическая партия, но и еще две созданные к тому времени политические партии. И правильно! Одну можно назвать, например, "Партия в поддержку Туркменбаши".

Если говорить серьезно, то новая инициатива Ниязова ставит целый ряд вопросов. Возможно, что президента Туркмении изрядно пугает призрак "цветных революций", в особенности, последние события в не столь отдаленной Киргизии, жители которой, правда, не оценили по достоинству "демократические выборы" по сценарию действующей власти. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что дело в подковерной борьбе, идущей в руководстве республики. Сапармурат Ниязов якобы устал и давно хочет сосредоточиться на духовном руководстве туркменским народом, а мирскую суету передать в ведение тех самых "молодых и энергичных". Желательно – по наследству. Говорят, что главный сын "отца всех туркмен" Мурад, уже почти 20 лет живущий за пределами республики от такой чести отказался, но сегодняшние заявления Ниязова могут свидетельствовать о том, что чувство сыновнего долга все же восторжествовало над личными интересами.

Между тем многие западные наблюдатели полагают, что, благодаря своему президенту, Туркменистан оказался в замкнутом круге. С одной стороны, диктатура Ниязова ведет страну в тупик, но с другой – уход, по тем или иным причинам, Туркменбаши с политической сцены может привести к непредсказуемым последствиям. Не имея, по сути, никакого опыта демократии, страна может погрузиться в хаос гражданской войны между враждующими кланами. В общем, со полной уверенностью можно сказать только одно: туркмены, по сути, оказались заложниками своего "отца".

Выбор читателей