Грузия точит кинжал для белорусского Батьки

С врагов внутренних в лице властей непризнанных республик Саакашвили переключился на внешних, главными из которых объявлены нынешние белорусские власти




Отгремели празднества в Тбилиси по случаю победы грузинского оружия во Второй Мировой войне. Я не оговорился - ведь именно о том, что в мире никто не сделал для разгрома фашизма больше, чем грузины, прямо заявил в выступлении перед нацией традиционно эксцентричный Михаил Саакашвили. Не менее эксцентрично проявил себя и Джордж Буш, отправившийся с московских торжеств прямиком в Тбилиси – американский президент постарался быть и в столице Грузии "своим парнем", отдав дань уважения местной кухне (особенно хинкали) и стремлению к демократии. Тысячи тбилисцев пришли "на Буша", чтобы послушать короткие, словно выстрелы, слова похвалы американского президента в адрес грузинских властей и полюбоваться его игривыми движениям бедрами во время исполнения национальных танцев. Атмосферу праздника не смогла испортить даже найденная граната-муляж, давшая повод предполагать о теракте, который якобы приготовили грузино-американской дружбе коварные соседи.

И все же, восторг более чем 150 тыс. грузин, полюбовавшихся американской делегацией, разделили далеко не все в руководстве республики. Эффект от визита Джорджа Буша оказался несколько смазанным, поскольку от президента США в Тбилиси ждали более резких слов в отношении непризнанных Абхазии и Южной Осетии. Вместо этого г-н Буш признался, что Вашингтон поддерживает самоуправление, но выступает против "расчленения страны", добавив, что грузинским властям все же надо договариваться с "этими парнями", то есть абхазами и осетинами. По мнению ряда экспертов, такая мягкая и весьма обтекаемая формулировка, использованная президентом США, стала для Тбилиси неожиданной. От Буша, пообещавшего способствовать вступлению Грузии в НАТО, ждали более резких определений, точнее, однозначной критики "сепаратистов", опирающихся на Москву. Но Вашингтон дал понять, что пока не намерен идти на открытую конфронтацию с Кремлем. Возможно, американцы учли популярный в Москве тезис, по которому Россия, растерявшая влияние на постсоветском пространстве, оставляет за собой право защищать своих граждан в Абхазии и Южной Осетии.

Американцы продолжают настаивать на исключительно мирном урегулировании этих конфликтов. Все это подразумевает, что в переговорном процессе официальному Тбилиси придется начинать с нуля. Так что весеннее наступление Тбилиси на информационном поле оказалось пустышкой – озвученные в Европе инициативы Михаила Саакашвили в виде особых предложений Сухуми и Цхинвали были отвергнуты непризнанными республиками. В частности, одним из условий диалога с Тбилиси официальный Цхинвали считает принятие Грузией закона о реституции и последующие за этим выплаты осетинскому населению за боевые действия начала 90-х г.г. прошлого века. А Сухуми в очередной раз дал понять, что статус Абхазии не подлежит обсуждению. Президент этой республики Сергей Багапш призвал Джорджа Буша уважать мнение абхазского народа и его стремление к независимости.


Но вместо врагов внутренних с американской подсказки в Тбилиси переключились на недругов внешних. По словам г-на Саакашвили, "у нас на всех возлагается ответственность перед нашей родиной за распространение демократии во всем мире, начиная с Белоруссии, народ которой заслуживает свободы". Еще он сообщил, что именно "Грузия будет главным партнером Америки в деле распространения демократии на постсоветском пространстве". Таким образом, в числе первоочередных противников, на которых будут направлены усилия Тбилиси, оказались власти Белоруссии. По крайней мере, Михаил Саакашвили уже предложил в срочном порядке провести в Ялте конференцию по вопросам демократизации Белоруссии. Как известно, совсем недавно, в ходе визита в страны Балтии госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что на свержение режима Лукашенко Америка выделит солидные средства. Первые шаги возможной революции в Минске были сделаны в Тбилиси во время майских праздников. Во-первых, именно здесь появился лидер белорусской оппозиции, который должен стать могильщиком Александра Лукашенко. Речь идет о председателе Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолии Лебедько. По официальной версии, в Грузию белорусского оппозиционера пригласил вице-спикер парламента Михаил Мачавариани. На самом деле, по некоторой информации, возможный лидер, которому предстоит бороться с "минским Голиафом", сильно заинтересовал самого Джорджа Буша, и он пожелал лицезреть его лично. Через украинские каналы это устроил грузинский президент - Лебедько привезли на смотрины и посоветовали ничего не бояться: отныне хлипкую оппозицию Белоруссии Вашингтон берет под особую опеку. А официальный Тбилиси готов выступать в качестве связника. Не случайно в парламенте Грузии формируется депутатская группа "по поддержке демократической Белоруссии".

В ходе тбилисского вояжа Анатолия Лебедько сначала представили спикеру грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Конкретные детали переговоров не попали в СМИ, но после встречи г-жа Бурджанадзе оказалась, как всегда, дипломатичной: "Я думаю, что революция – не самоцель для белорусской оппозиции. Мы хотим, чтобы все прошло без революций, но если другая форма не срабатывает, то народ сам выбирает путь к свободе". А вот сам г-н Лебедько, видимо, окрыленный приемом, выйдя к журналистам, излучал оптимизм: "Я бы посоветовал Александру Лукашенко встретиться с Эдуардом Шеварднадзе и Леонидом Кучмой. Они подскажут ему, как уйти вовремя, и тогда народ это оценит".

Тбилисские встречи главной американской и грузинской надежды в Белоруссии продолжались в режиме нон-стоп: Анатолий Лебедько успел поообщаться с вице-спикером Михаилом Мачавариани, руководством парламентских комитетов, одним из министров Грузии и премьер-министром страны. И только после этого его пообещали подвести высокому заокеанскому гостю. "Это очень высокий ранг, и это говорит о том, что Белоруссия для Грузии небезразлична. Я чувствую себя как дома. Единомышленники всегда помогают друг другу", - признался пораженный белорусский оппозиционер. При этом сами возможности сил, ориентированных на Запад в Минске, он оценил довольно скептически: "Лукашенко не пустит оппозицию в избирательные комиссии и на телевидение. Он уходящий политик, а уходящие политики цепляются за власть. Мы рассчитываем только на граждан Белоруссии". Анатолий Лебедько предрекает белорусской оппозиции выход на улицы по грузинскому рецепту: "Уверен, что в итоге справедливость восторжествует. Есть хорошие примеры, которые были в Тбилиси и на Украине. Белорусский народ говорит: "Мы не быдло, мы люди, граждане, достойные уважения". О реакции самого "белорусского батьки" на усилия Грузии по его свержению и контакты оппозиции с американскими представителями пока ничего не слышно. Ясно одно – от тбилисского лидера, взвалившего на себя тигровую шкуру борца с диктатурой в Белоруссии, можно ожидать новых словесных выпадов в адрес Лукашенко. Официальный Минск начинают провоцировать на резкости, чтобы он показал свое истинное лицо Остается ждать, чем ответит белорусский лидер. В этой большой игре есть еще один игрок, который пока находится в засаде. Речь идет о российских властях, которые уже готовятся к президентским выборам 2008 года. К этому сроку, возможно, Кремль готовит сюрпризы и для официального Минска, и тех сил, которые готовят революцию в Белоруссии.

Выбор читателей