Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото AP |
Камнем преткновения в российско-японских отношениях, как это хорошо известно, является проблема "северных территорий" (как говорят японцы), или проблема четырех островов Курильской гряды – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи (как предпочитают говорить россияне). В качестве непременного условия подписания любого всеобъемлющего мирного договора японская сторона выдвигает возвращение ей этих четырех островов. Российская сторона категорически отказывается это сделать, туманно намекая на то, что два острова из четырех (Хабомаи и Шикотан) она, возможно, и отдала бы, но только после подписания этого документа.
Кажется, до недавнего времени в Москве всерьез надеялись, что японцы пойдут на этот компромисс. Источником оптимизма служили и высказывания некоторых официальных деятелей Японии. К примеру, буквально накануне визита Сергея Лаврова в Токио глава японского МИД г-н Матимура выступил с заявлением о том, что "обе стороны могут быть удовлетворены только в том случае, если каждая в чем-то уступит". Казалось бы, остается лишь подготовить общественное мнение в России. И ряд наших политических деятелей выступили с осторожными заявлениями о том, что, в принципе, Россия готова отдать эти два острова – правда, не "вернуть", а "передать". Глава Комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев при этом пояснил, что такой шаг являлся бы "жестом доброй воли со стороны России и возможен лишь при условии подписания мирного договора".
Поводом для оптимизма стала и ратификация 20 мая Государственной думой Дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе, согласно которому часть острова Большой Уссурийский, а также весь остров Тарабаров (район слияния рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска) были переданы Китаю. При этом, как сообщил тогда депутатам Сергей Лавров, Путин убежден, "что это укрепит безопасность РФ". На Дальнем Востоке эту новость встретили без большого энтузиазма, а местные экономисты тут же подсчитали, что ущерб от такой щедрости составил для российской стороны $3-4 миллиарда. Однако, как пояснили представители МИД, эти убытки очень скоро окупятся. Товарооборот между Россией и КНР уже сегодня составляет $20 млрд, а теперь появилась возможность заключать новые многомиллиардные соглашения.
Товарооборот России с Японией хотя и меньше, но все же составляет вполне солидную сумму в $9 млрд, при этом лишь за последний год он вырос на 40%. Действительно, российско-японские экономические отношения сейчас развиваются очень быстро. Такие японские автомобильные гиганты как Toyota или Honda уже всерьез обдумывают начать сборку своих автомобилей в России.
Так что аргументы, которыми Кремль мог бы убедить патриотическую оппозицию согласиться или хотя бы не слишком шумно негодовать по поводу передачи двух островов Японии, были уже готовы. Подвели японцы. Как выяснилось в ходе переговоров в Токио, под компромиссом японцы подразумевают вовсе не раздел четырех островов, а свою готовность идти на уступки по срокам и условиям их передачи. Разумеется, такая новость сильно испортила настроение Сергею Лаврову. По сути, его визит провалился, и оставалось лишь делать бодрые заявления, что в будущем все проблемы обязательно будут решены и все станет очень хорошо: "Все вписывается в логику совместного плана действий, который предполагает наращивание взаимодействия по всем направлениям при одновременном обсуждении еще нерешенных вопросов". Что же касается визита российского президента, то он, по словам министра, "должен быть качественно подготовлен и стать важным этапом для созидательного развития двусторонних отношений".
Как заявил "Yтру" председатель комитета внешнеполитического планирования, зампред экспертного совета комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Кортунов, "выхода здесь никакого нет, и в ближайшее время ситуация не изменится. Путин никогда не станет отдавать острова, ибо не пожелает войти в историю как президент, который разбазаривает казенные земли". При этом, по мнению политолога, развитие экономических отношений с Японией всегда возможно, дело стопорится не из-за островов, а из-за того, что в России плохой инвестиционный климат. И если на Дальнем Востоке будут созданы благоприятные инвестиционные условия, японцы постепенно будут вкладывать все больше средств в этот регион. Тем более что гряда их интересует не только с политической точки зрения: "Этот регион – очень богатый рыбный промысел, концентрация рыбы и морепродуктов здесь в 5-7 раз больше, чем, например, в Мурманске. То есть, конечно, они руководствуются и экономическими соображениями. Но с какой стати нам отдавать свои промыслы?"
Как считает Сергей Кортунов, для России союз с Китаем важнее союза с Японией. С точки зрения геополитики, "Япония не является субъектом мировой истории, и в Совет Безопасности ООН ее никогда не пустят. Против этого будут Китай, США, Великобритания и, скорее всего, Россия. С китайцами у нас особые отношения – во имя российско-китайской дружбы можно было пожертвовать небольшим куском территории, зато теперь у Китая к нам нет больше претензий. Но они есть у Пекина к Японии. Вес Китая быстро увеличивается, а экономика Японии находится в стагнации. Естественно, Китай нам важнее" .
"Россия предлагала нормальный путь решения вопроса – совместно осваивать Курильские острова. Японцы отказались. Но, думаю, через какое-то время они должны пойти на уступки", – резюмировал эксперт.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду