Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Собственно говоря, медь дорожает вот уже 3 года, в течение которых цены на этот металл поднялись почти в 2,8 раза, в том числе на 27% только в текущем году. В начале 2002 г. 1 т меди стоила менее $1450; производство заметно превышало потребление, вследствие чего к лету запасы меди на ЛБМ увеличились до 890 тыс. т против 300 тыс. т годом ранее. Однако затем ситуация кардинальным образом изменилась. Это было связано с оживлением мировой экономики и, как следствие, ростом потребления меди, в частности, в Китае и регионе Юго-Восточной Азии в целом, где собственные медные ресурсы ограничены.
Надо сказать, что медь – это вообще своего рода индикатор мировой бизнес-активности. Запасы меди на биржевых складах увеличиваются, а цены падают параллельно с замедлением экономического развития, и наоборот – запасы сокращаются, а цены растут с переходом к фазе подъема. Это наглядно видно при сравнении динамики цен на медь за последние годы с темпами роста мировой экономики. Так, по данным МВФ, в 2001 г. темпы мирового экономического роста упали до 2,2%, что явилось наихудшим результатом с 1991 года. Однако уже в следующем году данный показатель возрос до 2,8%, в 2003 г. – до 3,9%, а в 2004 г. составил 5,1% – это самый быстрый рост за 30 лет. На фоне экономической стагнации в странах Евросоюза локомотивами роста выступают США и Китай. Угрозы дальнейшему интенсивному развитию мировой экономики тоже хорошо известны и заключаются, в первую очередь, в дороговизне углеводородных ресурсов. В таких условиях МВФ прогнозирует на 2005-2006 гг. замедление годовых темпов экономического роста до 4,3%.
Казалось бы, и цены на медь тоже должны снижаться, однако этого пока не происходит. Следует отметить, что когда котировки на медь упали, ее ведущие производители резко сократили капиталовложения в расширение действующих мощностей и разработку новых месторождений. Более того, компания Codelco – мировой лидер в данной отрасли – специально (чтобы поднять цены) остановила ряд своих производств. В сочетании с последующей активизацией промышленного потребления меди это привело к ее дефициту на мировом рынке – биржевые запасы начали стремительно таять.
Большинство экспертов ожидали, что в 2005 г. положение на рынке меди вновь изменится в связи с расширением мирового производства и падением темпов прироста потребления. Так, еще 4 месяца назад аналитики Goldman Sachs прогнозировали превышение мирового производства меди над ее потреблением на 65 тыс. т в текущем и на 458 тыс. т в следующем году. Однако на развитие ситуации серьезно повлияли такие события, как землетрясение в Чили и забастовки на рудниках в Южной и Северной Америке. Когда в июле началась забастовка на предприятиях второго по величине американского производителя меди – компании Аsаrсо, цены скакнули за отметку $3700 за тонну. Тем не менее, эксперты дружно твердили, что это временный пик и с окончанием забастовки цены пойдут вниз.
Между тем разрешение трудового конфликта в Аsаrсо затянулось; к тому же, в начале октября компания закрыла на ремонт плавильный завод в Аризоне. В результате производство меди на юго-западе США сократилось на 20 тыс. т в месяц. Кроме того, 1 октября началась забастовка на шахте компании Falconbridge в Канаде (годовая добыча медной руды – 130 тыс. т), а компания Glencore приостанавливала в прошлом месяце производство меди на своем крупном заводе в Замбии (из-за нехватки топлива). Все это привнесло еще большую нервозность на рынок. Ведь мировое производство меди и без такого рода сбоев растет гораздо медленней, чем прогнозировалось.
В то же время темпы роста потребления и не думают замедляться. В тех же Соединенных Штатах спрос на медь увеличился в связи с необходимостью масштабных восстановительных работ после всех обрушившихся на страну ураганов. Но, главное, нынешней осенью с новой силой дал о себе знать "китайский фактор" – спрос со стороны КНР существенно возрос вопреки предположениям, что местный рынок близок к насыщению.
Таким образом, все надежды, что мировое производство меди наконец превысит ее потребление оказались несостоятельными. Более того, рыночный дефицит этого металла резко усилился. К началу последней декады октября запасы меди на ЛБМ опустились до критически низкого уровня менее 63 тыс. т – такой объем потребляется в мире всего за полтора дня. Ситуацией острейшего дефицита, усугубляемого перебоями в текущих поставках и опасениями насчет будущего предложения металла, не преминули воспользоваться спекулянты. Биржевая активность "быков" еще более вздымает спрос и, соответственно, цены на медь. Инвестиционные фонды раскупают медные фьючерсы, как горячие пирожки. Спекулятивный спрос стал в настоящее время по существу главным фактором, определяющим ценовую динамику.
Уже понятно, что цена 1 т меди в среднем за 2005 г. окажется никак не ниже $3600, тогда как прогнозы, делавшиеся в начале года, колебались в пределах $3100-3200. В России от этого выиграют прежде всего «Норильский никель» (производит около 470 тыс. т меди в год) и Уральская горно-металлургическая компания (300 тыс. т) – на их долю суммарно приходится 90% российского, или около 5% мирового производства меди.
Впрочем, эксперты все же уверены, что, пусть не в нынешнем, но уж в следующем году цены на медь точно будут снижаться. Указывается, что в 2006 г. должны быть введены в эксплуатацию значительные новые мощности, которые помогут удовлетворить спрос. По ряду прогнозов, мировое производство меди увеличится более чем на 5%, в то время как потребление – только на 2,5%. В результате ожидается падение цен ниже отметки $2900 за 1 т (некоторые эксперты говорят даже о $2400-2450).
Вместе с тем, сбудутся или нет указанные прогнозы, зависит слишком от многих неизвестных факторов – от того, в частности, как поведут себя китайцы, спекулянты или профсоюзные боссы. А пока медь имеет тенденцию зеленеть не только в прямом, но и переносном смысле этого слова.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт