Облом в конце пути

"Путь шута" Бенедиктова напоминает бегуна на короткие дистанции, которого заставили бежать марафон. Примерно до середины от романа невозможно оторваться, а затем он становится все более плоским и надуманным




Интересных авторов, которые появились за последние годы в отечественной фантастике, можно пересчитать по пальцам. Пожалуй, хватит даже и одной руки. Уверен, многие первым назовут имя Кирилла Бенедиктова. Лично я – назову.

Первый же его роман, "Война за Асгард", привлек внимание не только критиков и "знатоков из тусовки", но и, что намного важнее, читателей и издателей. Недаром же он был выпущен издательством "ЭКСМО", которое отличается тем, что отбирает в "обойму" только тех авторов, которые способны принести деньги. Причем быстро. И от читателей и от критиков Кирилл получил множество комплиментов, часть из них, на мой взгляд, авансом, поскольку "Война за Асгард" – книга из разряда "начал за здравие, кончил за упокой". Блестяще сконструированный мир, тщательно продуманные политическая и морально-этическая составляющие, бодрая завязка сюжета... и откровенно загубленный финал, после прочтения которого возникает только один вопрос: "И что?".

Но это вполне простительно для первого романа, и дебют, особенно на фоне прочих, можно считать удачным. Естественно, следующий роман читатели и критики ожидали с нетерпением. И вот он. Увесистый том под названием "Путь шута". Вполне боевая обложка, а под ней...

Возьмите в равных пропорциях Тома Клэнси, Роберта Ладлэма и Андрея Лазарчука. Тщательно перемешайте. Соль и сахар – по вкусу. На выходе получите "Путь шута". При этом Кирилла Бенедиктова нельзя упрекнуть в плагиате или вторичности – просто тема романа и манера подачи материала, его обработки невольно наталкивают на эти параллели.

Сюжетно роман является вполне самостоятельным, хотя мир, в котором разворачивается действие, тот же, что и в "Войне за Асгард". Кирилл Бенедиктов в мельчайших подробностях рисует разоренную Албанию недалекого будущего, скрупулезно готовит сцену, на которой появляется немного растерянный 13-тилетний мальчишка-киллер. И на этом всё. При потрясающей плотности и красочности текста – плоский сюжет и размазанное по всему роману незамысловатое действие в духе дешевых триллеров... Вот оно, главное отличие от Клэнси и Ладлэма. У тех в аналогичный объем умещается совершенно невообразимое количество событий. Миры технотриллеров Клэнси и шпионских романов Ладлэма живы и динамичны. А "Путь шута" напоминает бегуна на короткие дистанции, которого заставили бежать марафон: стартует он бодро, но уже к середине пути начинает заметно выдыхаться. Так и новая книга Бенедиктова – начинается очень интригующей завязкой, примерно до середины от текста невозможно оторваться, а затем... Роман становится все более плоским и надуманным, некоторые сюжетные ходы напоминают пресловутый рояль в кустах. Наибольшее количество вопросов возникает в последней трети романа, где положительные и отрицательные персонажи начинают вести себе в духе героев американских боевиков категории B. Ну вот не положено негодяю быть проницательным – он таким и не будет. Хотя до сего момента демонстрировал блестящую логику. Надо найти выход из, вроде бы, безвыходной ситуации – осенит, конечно, главного героя. Все остальные будут тыкаться, как слепые котята.

Окончательно меня разочаровал финал: книга кончается просто ничем. Вроде как заявкой на продолжение. И вот тут возникает четкое ощущение – обманули. Ну нельзя делать вступление более чем из пятисот страниц. Получается, что это даже не первый роман сериала, а первая часть первого романа.

Если пытаться как-то обобщить впечатления от "Пути шута", то они очень неоднозначны. С одной стороны, книга не имеет самостоятельной художественной ценности, поскольку является не более чем "представлением" персонажей, которые, судя по всему, будут действовать в следующих частях сериала. С другой, мир Шута, люди, которые его населяют – это, пожалуй, лучшее, что появлялось за последние несколько лет. И если вы хотите собрать весь сериал (а он, я надеюсь, будет), то эту книгу купить стоит.

Главное, чтобы следующие романы не оказались таким же введением в нечто большее, но так и не появляющееся перед читателем.

Выбор читателей