Паралимпийцы серьезно подготовились к Турину

Российские паралимпийцы в Турине будут участвовать лишь в трех видах программы, но даже при таких ограничениях наша команда собирается привезти с Игр никак не меньше семи золотых наград


ФОТО: AP



В эксклюзивном интервью "Yтру" вице-президент Паралимпийского комитета России Лев Селезнев рассказал о ходе подготовки к IX Паралимпийским играм, которые пройдут в Турине 10-19 марта, а также о последних изменениях в спорте инвалидов.

"Yтро": В канун Нового года Федерация спортивных журналистов России в числе лучших спортсменов 2005 г. назвала Игоря Плотникова, который на Паралимпийских играх в Афинах дважды поднимался на пьедестал почета. Наверное, его пример дал дополнительную мотивацию людям с ограниченными физическими возможностями, в том числе и нашим паралимпийцам, собирающимся в Турин?

Лев Селезнев: Сейчас в стране начался настоящий спортивный бум среди инвалидов. И количество занимающихся, и количество людей, которые пришли в спорт инвалидов, из года в год растет. И это здорово. Фигурирование Игоря в числе лучших, безусловно, очень достойный выбор. Потому что золотая и серебряная медали Плотникова на Паралимпийских играх в Афинах, установление мирового рекорда – это что-то значит. Для того чтобы подтвердить имидж Паралимпийского комитета, имидж спорта инвалидов, именно такая акция и должна была быть.

"Y": А как воспринял эту новость сам Игорь, и как изменилась его жизнь после Афин?

Л.С.: Губернатор Тюменской области подарил ему двухкомнатную квартиру. Он водит машину. Без рук! Ногами! Обыкновенная машина с автоматической коробкой передач. Левую ногу – на руль, правой – переключает скорость, педаль и – вперед. Это достойно, может быть, даже клипа или фильма. Ведь ему не могли выдать права "по здоровью". А он пришел к полковнику ГАИ и потребовал, чтобы ему дали справку о том, что он может водить. Полковник заинтересовался и попросил его показать, как он будет водить. Игорь, не раздумывая, открыл ртом дверь, забрался на водительское сиденье и так лихо прокатил начальника ГАИ, что обратно тот решил пройтись пешком, а Игорю права все-таки выдать.

"Y": Полтора года назад, перед Олимпиадой в Афинах, вы говорили, что лед в отношении к спорту инвалидов только начал трогаться. Что изменилось за прошедшее время, с чем вы подходите к Олимпиаде в Турине?

Л.С.: Изменений очень много. Президент выделил 300 стипендий и принял спортсменов-инвалидов в Кремле. Мы полностью профинансированы. И за последние 3 года не сорвали ни одного мероприятия (учебно-тренировочные сборы, соревнования). Открылись детские спортивные школы, отделения инвалидов в школах высшего спортивного мастерства по стране. У нас отстают виды спорта, которые мы не потянем: парусный спорт, велосипед. Но мы начинаем расширять географию спортивных дисциплин среди спортсменов-инвалидов. А главное – нам удалось сломать стереотип восприятия Паралимпийского комитета России как "карманной" организации. Об этом говорит хотя бы приход Владимира Лукина на пост президента нашего комитета. У нас в несколько раз повысилось финансирование, и отдельной строкой прописали (то, что мы добивались долгие годы) бюджет на подготовку к Паралимпиаде.

"Y": Однако вам до сих пор так и не удалось добиться приравнивания паралимпийских призовых к уровню главной сборной страны, в то время как по всему миру они одинаковы.

Л.С.: Да, это так. Но все же мы повысили мотивацию, я имею в виду денежное вознаграждение. Пусть оно пока уступает в 5 раз, но уже $10 тыс. за золотую медаль – это очень здорово. К тому же у нас впервые появилась возможность привлечения спонсоров. На подготовку спортсменов-инвалидов в прошлом году обратило внимание РАО "ЕЭС России". Нам выделили дополнительные средства для того, чтобы мы смогли в нужном объеме экипироваться. Это помимо того, что экипировкой занимается Федеральное агентство – оно просто не в состоянии приобрести инвентарь, который не входит в стандартный набор. К примеру, если раньше инвалиды у нас стояли на второстепенном инвентаре, то сейчас мы ни в чем не уступаем здоровым спортсменам по тому оснащению, которое у нас есть.

"Y":Тогда, наверное, появилась возможность и привлекать к тренировочному процессу специалистов, которые не готовы были работать с инвалидами, что называется, на голом энтузиазме?

Л.С.: Сейчас при подготовке к Паралимпийским играм наш тренерский штаб насчитывает 12 человек. Это все люди с высшим образованием, пришедшие из большого спорта. И планка с каждым годом становится все выше. Для того, чтобы попасть в сборную страны, уже недостаточно просто иметь учеников в национальной команде – необходимо иметь багаж знаний, позволяющий вести полноценную подготовку.

"Y": Двенадцать тренеров – не мало ли это для уровня национальной сборной?

Л.С.: Это даже много. Мы впервые выезжаем на Олимпиаду таким большим составом. В команде 35 спортсменов, правда, мы далеко не во всех видах спорта выступаем. Россия будет представлена в лыжных гонках, биатлоне и горных лыжах. У нас впервые появился сплоченный и крепкий коллектив. Раньше очень часто можно было увидеть, как тренеры под одеялом мажут лыжи, только бы их никто не увидел. Сейчас ситуация обратная. У нас есть ядро тренеров, которые работают в одном ключе. Они будут вставать в три часа ночи, уезжать на трассу (это в 18 км от Олимпийской деревни), чтобы к 11 часам дня все 75 (!) пар лыж были подготовлены. Это очень сложная, тяжелая и вредная работа.

"Y": Кого из наших атлетов можно выделить особо?

Л.С.: В этом году мы имеем двух спортсменов, которые являются лучшими в мире в лыжном спорте. Это Сергей Шилов и Анна Бурмистрова. Но если Сережу мы знаем очень хорошо – он лыжник-колясочник, прошел Лиллехаммер, Нагано, Солт-Лейк-Сити, а сейчас готовится к Турину, то Аня у нас совсем молодая спортсменка, ей нет и 20 лет, она катается с одной палкой. В прошлом году она была признана лучшей спортсменкой мира. И, будучи в Норвегии, получила из рук королевы этой страны приз симпатий. В этом году на чемпионате мира, который проходил в США, Аня выиграла все 4 дистанции. Сейчас, конечно, ситуация изменится – конкуренция очень серьезная. Выступая только в двух дисциплинах (биатлон и лыжные гонки), мы увезли из Америки 9 золотых медалей. На Олимпиаде к нам внимание будет повышенное.

"Y": Резюмируя итоги подготовки, можно сказать, что она прошла весьма успешно?

Л.С.: Я думаю, что мы не имеем права после такого внимания со стороны Федерального агентства, Олимпийского комитета, РАО ЕЭС подвести тех, кто помогает нам при подготовке. Мы просто обязаны выступить достойно, я не говорю успешно – у нас нет медального плана, его перед нами никто не ставит. Главное для спортсменов-инвалидов – достойно представить свою страну.

"Y": Вы говорите, что планы перед вами не ставятся, но для себя-то считаете медали? Каким количеством лично вы будете удовлетворены?

Л.С.: Это провокационный вопрос. Но я считаю, что паралимпийская сборная должна завоевать ну никак не меньше семи золотых медалей. При этом стоит заметить, что мы выступаем только в трех дисциплинах, а в лыжных гонках и биатлоне нет такой расширенной программы, как у олимпийцев. Мы просто обязаны их завоевать, если судить по подготовке.

Выбор читателей