"Узник совести" получил за Масхадова условно

Суд Нижнего Новгорода признал Станислава Дмитриевского виновным в "возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды" и приговорил его к двум годам тюремного заключения условно


фото: mosnews.com



Советский суд Нижнего Новгорода на заседании в пятницу признал правозащитника Станислава Дмитриевского виновным по ст. 282 УК РФ ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды") и приговорил его к двум годам тюремного заключения условно и четырем годам испытательного срока.

В принципе суд мог вынести и более суровый вердикт, но учел, что у С.Дмитриевского на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, к тому же он ранее не был судим, и у суда нет сведений о тяжких последствиях данного преступления. Отметим, что вину свою правозащитник не признал и намерен обжаловать приговор в Верховном суде Российской Федерации.

Все началось еще в 2003 г., когда Станислав Дмитриевский, глава Общества российско-чеченской дружбы (ОРЧД), в своей газете "Правозащита" опубликовал обращения Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева к Европарламенту и российскому народу. Прокуратура Нижегородской области усмотрела в этих публикациях пропаганду терроризма.

Сегодня Yтром Станислав Дмитриевский, который, напомним, не признал свою вину, выступил на суде с последним словом. "Я и мои коллеги повторяем и не перестанем повторять призывы к миру. Мы предоставляем и будем предоставлять трибуну всем, кто высказывает и будет высказывать мирные инициативы, какую бы из сторон конфликта они не представляли", - заявил он. Присутствовавший на процессе корреспондент "Радио Свобода*" сообщил, что обвинитель потребовал для С.Дмитриевского пять лет лишения свободы. Но суд оказался куда гуманнее…

Процесс над Дмитриевским вызвал довольно широкий резонанс в мире. За него даже заступался Европарламент, а организация "Международная амнистия" заявила о том, что готова признать Дмитриевского "узником совести". Мнения в российском обществе высказывались предельно полярные. Были те, кто требовал максимально сурового наказания, а вот различные правозащитные организации утверждали, что процесс вообще носит политический характер. Даже в Москве сегодня "Демократический союз" Валерии Новодворской и партия СПС провели митинг. Главное требование пикетчиков было выражено лозунгами, которые они держали в руках: "Прекратить позорный суд в Нижнем Новгороде".

В самом Нижнем у здания суда тоже сегодня стояли два пикета, один – в поддержку Дмитриевского, другой, организованный молодежным движением "Наши", требовал наказать главу ОРЧД. Как отмечают свидетели, милиция пикету "Наших" не мешала, а правозащитникам было предложено митинговать чуть-чуть в сторонке, от греха подальше.

Из-за этого, по информации от участников пикета, случился небольшой конфликт, а председатель Нижегородской правозащитной ассоциации Сергей Шимоволос даже вступил в пререкания с сотрудниками правоохранительных органов. Последние заявили, что некоторые из участников правозащитного пикета похожи на лиц, находящихся в розыске. Трое пикетчиков были доставлены в соседнее отделение милиции и после выяснения личных данных отпущены.

Разброс мнений характеризуют два высказывания. Одно принадлежит Льву Пономареву, директору движения "За права человека": "Станислав Дмитриевский - один из сопредседателей Общества российско-чеченской дружбы. Эта организация работала еще в первую чеченскую войну, во вторую, то есть можно сказать, что она вместе с "Мемориалом" наиболее последовательно развивала эту тему войны в Чечне и призывала к мирным переговорам. Поэтому она, конечно, находилась под пристальным вниманием ФСБ, подбирались к ним. И вот сейчас решили, в конце концов, посадить Дмитриевского".

А вот мнение участников пикета молчания "Время забирать камни": "В Советском суде Нижнего Новгорода рассматривается уголовное дело по факту публикации в газете "Правозащита" обращений Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева к Европарламенту и российскому народу. На заседаниях суда делаются заявления, положительно характеризующие деятельность этих лиц, известных своей причастностью к терактам. В то же время "правозащитники" не вспоминают о людях, пострадавших от рук террористов, тех, кого лишили их главного права - права на жизнь. "Наши" считают такой подход попранием памяти невинно погибших, а предоставление информационного пространства лицам, причастным к террористической деятельности, – предательством".

"Искренне удивляюсь либеральности нашего законодательства, терпению наших правоохранительных органов и, может быть, даже терпению нашего народа, - приводит ИА Regnum слова заместителя губернатора Нижегородской области Александра Цапина, который прокомментировал журналистам приговор главному редактору газеты "Правозащита" Станиславу Дмитриевскому. - Под флагом ОРЧД беспринципно писать, что будут приняты все меры, чтобы освободить Чечню от российских оккупантов. О какой здесь дружбе можно говорить?".

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей